Избавление от эго

Следующая тема для рассмотрения: Избавление от эго.

Эго — временный объединяющий центр индивиду-ального существования, функция индивидуального су-ществования
Эго полно собою, и вся вселенная, как ему кажется, двигается, согласуясь с ним: вы в центре и вселенная вращается вокруг вас. Если вы посмотрите а себя вни-мательно, вы увидите, что именно так вы восприни-маете все. Ваше видение вселенной — это вы в центре. Это не вселенную вы видите, это себя вы видите во вселенной.

Эго — только низшее и частичное проявление нас, через которое определенные, ограниченные и подго-товительные переживания становятся возможными, и на время это низшее проявление допущено… Воля к несовершенному отдельному бытию, этот неправиль-ный Тапас, который заставляет душу в натуре пытать-ся индивидуализировать себя, индивидуализировать свое бытие, сознание, силу существа, восторг сущест-вования в отдельном значении, иметь все это, как свое собственное, как свои права, а не права Бога и всеоб-щего единства, есть то, что вызывает этот неправиль-ный поворот и создает Эго.
Это индивидуальное существование нас есть тот факт, посредством которого вызвано неведение само-сознающего ума, но это так же и тот факт, посредст-вом которого возможно высвобождение в спиритуаль-ное существование и наслаждение святым бессмерти-ем. Это не Вечное в его Трансцендентности или в Его космическом бытии поднимается в это вечное бес-смертие, это индивидуум поднимается в само-знание, именно в нем это возможно и посредством него этот подъем становится действенным.
Формация умственного и виталического Эго, свя-занная с телом-чувством, была первым великим уси-лием космической жизни в ее прогрессивной эволю-ции, ибо это было средство, которое она создала для сотворения из материи сознающей индивидуальности. Растворение этого ограниченного Эго есть необходи-мое условие для той же самой космической жизни для того, чтобы достигнуть своего святого осуществления, ибо только так может сознающий индивидуум найти свое трансцендентное САМО или свою подлинную личность. Это двойное движение обычно изображают как падение и искупление, зажигание света и его по-тухание, или формацию сначала малого временного заменителя, неподлинного само и затем избавление от него и выход в реальную и вечную огромность САМО.
Из “Синтеза Йоги”.
Отношение к эго
Человеческая мысль распадается на две противопо-ложные крайности: одна, светская и прагматическая, считает удовлетворение умственного, виталического и физического Эго, индивидуального или коллективно-го, объектом жизни и не смотрит дальше. Другая, спи-ритуальная, философская и религиозная, рассматрива-ет покорение Эго в интересах души, духа или любого другого конечного совершенства, как единственную вещь, которой стоит заниматься.
Опыт показывает, что в размере, в каком мы осво-бождаем себя от ограничений умственного и витали-ческого Эго, мы получаем в свое распоряжение более широкую жизнь, большее существование, более высо-кое сознание, более счастливое состояние души, мы располагаем даже большим знанием, силой и кругозо-ром. Даже наиболее земная цель — выполнение требо-ваний индивидуальности — лучше обеспечивается не путем удовлетворения того же Эго, но путем нахожде-ния свободы в более высоком и большем себе. Нет счастья в малости существования, говорят священные писания, счастье приходит лишь с большим сущест-вованием.
В человеческом эгоизме и его удовлетворении не может быть святого завершения и освобождения. Оп-ределенное очищение от эгоизма есть условие даже для этического прогресса и подъема, для социального добра и совершенства, еще более это необходимо для внутреннего мира и радости. Но намного более ради-кальное освобождение, не только от эгоизма, но от Эго-идеи и от Эго-чувства требуется, если наша цель — возвышение человеческого в божественную натуру.
Из “Синтеза Йоги”.
Эго в отдельном уме удовлетворено видимостью и фрагментами знания, которое оно складывает по ку-сочкам вместе в некое ложное или несовершенное це-лое или в управляющее мнение, и это знание обманы-вает его и должно быть оставлено ради другого — пре-следования того единственного, что достойно быть познанным. Это единственное есть Всевышнее, САМО, Дух, в ком всеобщее и индивидуальное бытие находят, наконец, их правильное основание и их пра-вильную гармонию.
Аханкара в своем источнике есть деградация или деформация правды нашего спиритуального бытия. Правда существования в том, что есть превосходящее нас существование, верховное САМО, бесконечная душа Бытия, вечное Всевышнее, все обнимающее, все начинающее и нами всеми правящее, великий всеоб-щий Дух, и индивидуум есть сознающая сила бытно-сти вечностью, он полностью способен на отношения с Ним, он так же един с Ним в самой сердцевине ре-альности своего собственного вечного существования. Это есть правда, которую понимание может схватить, может, если оно однажды очищено, отражать, удержи-вать, передавать в произвольной манере, но она может быть полностью осознана, пережита и стать действен-ной только тогда, когда она в духе. Когда мы живем в духе, когда мы не только знаем, но мы суть правда нашего существования, тогда индивидуум наслажда-ется в блаженстве духа своим единством со вселен-ским существованием, своим единством с вневремен-ным Всевышним и своим единством со всеми други-ми существами, и это есть сущностное чувство спири-туального освобождения от Эго.
Из “Синтеза Йоги”.
Последствия отдельности существования и необходимость избавления от эго
Каждая мысль, обращенная к себе, вуалирует все-вышнее.
Чувство, мысль, переживание, что я есть отдельное самосуществующее бытие, во вселенной, и отливка сознания и силы существа в эту форму — суть корень всех страданий, неведения и зла, и это действительно так. Это фальсифицирует и в практике, и в познании всю реальную правду явлений, это ограничивает бла-женство бытия, а это ограничение производит в свою очередь ложный путь существования, ложный путь сознания, извращенное использование силы нашего существа, и неправильное, противоположное по форме восхищение существованием. Душа, ограниченная в существе и самоизолированная в своем окружении, не чувствует себя в единстве и гармонии со своим САМО, с Богом, со вселенной, но она находится в раз-ногласии со вселенной, в конфликте и разрозненности с другими существами, которые суть другие САМО, но к которым она относится как к не-САМО. И пока эти расхождения и разногласия продолжаются, душа не может владеть своим миром, не может наслаждаться всеобщей жизнью, она полна нелегкости, страданий, бедствий всех видов, пребывает в мучительной борьбе за то, чтобы защитить и усилить себя и завладеть сво-им окружением.
Владение своим миром есть природа безграничного духа, и потому это — необходимое состояние во всем существе. Но малое из этого душа может достигнуть на базе Эго-сознания, которое всегда ограничено, не-точно, несовершенно и переходно. Оно находится в состоянии войны со своим собственным само, потому что оно не владеет центральной гармонизирующей правдой своего собственного существования, оно не может должным образом контролировать свои при-родные члены на основании соглашения их наклонно-стей, сил и требований, потому что оно не имеет сек-рета гармонии внутренней, так же как и внешней. Все это означает, что оно не в единстве с Богом, ибо быть единым с Богом значит быть единым с самим собой, со вселенной и со всеми существами. Это единство есть секрет правильного и святого существования. Но Эго не может иметь его, потому что в самом его ха-рактере заложено отделение. Даже относительно к нам самим, к нашему собственному психологическому существованию Эго есть ложный центр объединения, ибо он пытается найти единство нашего бытия в идентификации со сменяющимися умственными, ви-талическими и физическими персональностями, а не с вечным само нашего тотального существования.
Все трудности и страдания души происходят из этого ложного эгоистического и отделенного способа существования. Заключенная в тюрьму Эго душа пол-на многими неспособностями, ошибочными знания-ми, сопровождаемыми дурной волей, ложными склон-ностями и неправильными импульсами существа, и острое чувство этой неправильности есть корень чело-веческого сознания греха. Эти недостатки своей нату-ры человек пытается привести в правильное состояние стандартами поведения, которые будут помогать ему удалить эгоистическое сознание. Но первоначальный грех должен быть извлечен — отделение человеческого существования и воли от Всевышнего Бытия и святой Воли. Когда он возвращается к единению со святой Волей и Бытием, он поднимается от греха к доброде-тели и бесконечной самосуществующей чистоте и на-дежности своей собственной святой натуры.
Эго есть по своей природе малость существования, оно вызывает сжатие сознания, а с этим сжатием — ог-раничение знания, непригодность заблуждения, со-кращение силы, из-за этого — неспособность и слабость. Оно приносит разделение единства, а из-за этого разделения — дисгармонию, отсутствие симпатии, любви и понимания, подавление или разрыв на осколки восторга от существования, из-за этого разрыва — боль и горе. Чтобы возвратить обратно то, что потеряно, мы должны взломать миры Эго. Эго или должно исчезнуть в неперсональности, или расплавиться в большем Я. Оно должно раствориться в широком космическом САМО, которое включает все эти меньшие само, или в Трансценденте, от которого даже космическое САМО есть уменьшенный образ.
Из “Синтеза Йоги”.
Два условия необходимы для открытия окон в бес-конечное в нашем человеческом сознании: первое — горячее стремление, второе — прогрессирующее рас-творение Эго.
Эго трудно понять. Чтобы осознать Эго, нужно уже выйти из него, иначе человек его не находит. Нужно освободить себя от него, по крайней мере частично, в маленькой доли существа, прежде чем можно будет осознать, что есть Эго. Эго есть то, что помогает нам обособить себя, и то, что мешает нам слиться с Богом. Соедините оба вместе и вы узнаете, что такое Эго. Это Эго заставляет вас сознавать ваше существо лично-стью, отделенной от других, если бы не было Эго, вы) не восприняли бы свою отделенность. У вас было бы впечатление бытия маленькой частью целого — очень маленькой частью очень большого целого. Когда вы начинаете осознавать, что все есть вы, что вы везде, когда вы чувствуете, что вы сами во всем, что нет раз-деления, тогда вы на пути к тому, чтобы не иметь больше Эго. Я не говорю, что вы должны быть полно-стью свободны ото всего Эго прежде, чем вы можете иметь проблеск сверх-разумного, потому что такой случай был бы почти невозможен. Вы должны освобо-диться совсем немного в какой-то своей части, даже только в маленьком уголке вашего ума, еще лучше, когда это в умственном и виталическом. Но когда, как результат многочисленных усилий с вашей стороны, вы войдете в контакт с вашим душевным существом, тогда дверь откроется шире. Через душу вы можете получить мгновенно ясное и чистое видение, что есть сверх-разумное. Только видение: не осознание. Но это уже широкий путь наружу. Даже если вы не подниме-тесь до этого прекрасного осознания, душевного осоз-нания, если вы преуспеете в освобождении от Эго только части вашего ума или части виталического, это сделает дыру в двери.
Избавление от эго-идеи, эго-чувства, эго-силы
Место расположения Эго, как и было сказано — в Буддхи. Это есть неведение различающего ума и рас-судка, которые познают неверно, принимают отдель-ность ума, жизни и тела за правду разделенного суще-ствования и отвращены от большей примиряющей правды единства всего бытия. Во всяком случае, в че-ловеке именно Эго-идея есть то главное, что поддер-живает заблуждения отделенного существования. Следовательно, избавиться от этой идеи, жить в про-тивоположной идее единения, одного САМО, одного духа, одного бытия натуры есть эффективное излече-ние. Но оно само по себе не абсолютно, поскольку Эго, хотя оно и поддерживает себя путем этой Эго-идеи, Ахамбуддхи, находит свои наиболее всесильные средства для определенного упорства и устойчивости в нормальном действии чувственного ума, праны и тела. Выгнать из нас Эго-идею полностью невозмож-но, пока эти инструменты не подвергнуться очище-нию, ибо их действие, будучи настойчиво эгоистич-ным и отдельным, уносит Буддхи, как говорит Гита, как лодку волнами моря. Буддхи есть только главная поддержка принадлежащего низшей натуре Эго-чувства в его разнородной игре. До его очищения. Эго принимает все виды тонких форм, и мы воображаем себя свободными от него, тогда как реально мы дейст-вуем как его инструменты, и все, что мы достигли, есть лишь определенное интеллектуальное равнове-сие, которое не является подлинным спиритуальным освобождением. Но если низшие инструменты были очищены от эгоистического желания, хотения, воли, эгоистической страсти, эгоистических эмоций, и Буддхи само очищено от эгоистической идеи и пред-почтения, тогда знание спиритуальной правды едине-ния может найти прочное, очень прочное основание.
Когда мы избавляемся от Эго-чувства и Эго-идеи, когда все это уже сделано, что-то еще остается. Оста-ется основание всего этого, общее ощущение отдель-ного Я. Этот субстрат Эго есть что-то неопределенное, неясное, смутное, иллюзорное. Оно не прикрепляет себя к чему-либо в особенности, оно не идентифици-рует себя с чем-нибудь коллективным, это вид фунда-ментальной формы или силы Ума, которая заставляет умственное существо чувствовать себя, как неопреде-ленное, но все же ограниченное существо, которое не есть ум, жизнь или тело, но под которым их деятель-ности происходят в Натуре. Другие формы Эго огра-ничены и определены: Эго-идея и Эго-чувство под-держивали себя на игре Пракрити, но это — чистая фундаментальная Эго-сила, поддерживающая себя на сознании умственного Пуруши. И поскольку оно ка-жется находящимся над или за игрой, а не в ней, по-тому что оно не говорит: “Я — ум, жизнь или тело”, но: “Я существо, от которого действия ума, жизни и тела зависят”, многие полагают, что они освободились и ошибочно принимают это иллюзорное, неуловимое Эго за единое Всевышнее, действительного Пурушу или, по крайней мере, за подлинную личность внутри них, путая неопределенное с безграничным. Но до тех пор, пока эта фундаментальная коренная Эго-сила ос-тается, нет абсолютного освобождения, эгоистическая жизнь, даже и уменьшенная в своей интенсивности, более чистая и гибкая, может все же достаточно ус-тойчиво продолжаться с этой поддержкой. Необходи-мо идти дальше, избавиться от этой неопределенной, но коренной Эго-силы так же, и вернуться к Пуруше, на ком она поддерживает себя, от кого она тень. Тень должна исчезнуть и путем своего исчезновения от-крыть незапятнанную субстанцию духа.
Эта субстанция духа есть само человека, в европей-ской мысли это монада, в индийской философии — Джива или Дживатма, самая живущая сущность жи-вого творения. Джива не есть умственное Эго, соз-данное действиями Натуры для ее временной цели. Это не есть вещь, связанная своими привычками, законами или процессами, как связаны умственное, виталическое или физическое существа. Джива есть САМО и дух, превосходящий Натуру. Это правда, что он соглашается на ее действия и поддерживает тройной медиум ума, жизни и тела, которые натура набрасывает на душевное сознание, но он есть изложница души или самое сознание Духа всеобщего и трансцендентного. Единый Дух многочислен в Дживе, где он отразил некоторые из своих качеств Бытия. Этот Дух есть именно САМО нас самих. Один и Высочайший, Верховный, которого мы должны осознать, безграничное существование, в которое мы должны войти.
Из “Синтеза Йоги”.
Способы избавления от эго

— Каков метод растворения Эго?
Для каждого метод вырабатывается сам из направ-ления действий, поскольку каждое Эго имеет свой собственный характер и требует специального метода. Единственные качества, необходимые для всех, это абсолютное упорство и искренность.
Избавиться от Эго также трудно, как выполнить со-вершенную самоотдачу. Средство — постоянно думать о Всевышнем, а не о себе, работать и действовать, выполнять садхану для Всевышнего, не смотреть, как это или то воздействует на меня лично, ничего не тре-бовать, но передавать все Всевышнему. Это надлежа-щий путь.

— Какую позицию следует занять, чтобы выйти из Эго?
Это скорее намерение, чем позиция. Вы должны хотеть этого. Что человеку следует делать — вы это спрашиваете? Самое надежное средство — отдать себя Всевышнему, не пытаться тащить Всевышнее к себе, но выйти хоть немного из самого себя. Обычно, когда люди думают о Всевышнем, то первая вещь, которую они делают — это “тащить” так много, как только они могут, в себя, и затем, обычно, они совсем ничего не получают. Они говорят вам: “Я взывал, я молил, но я не получил ответа, ничего не пришло”. Но если вы спросите: “Вы предлагали себя?”, вам ответят: “Нет, я тащил”. Вот почему это не пришло. Не то, чтобы оно не пришло. Просто, когда вы тащите, вы остаетесь так закрыты в вашем Эго, что это воздвигает стену между тем, что должно быть получено и вами. Вы заключае-те себя в тюрьму и затем удивляетесь, что в вашей тюрьме вы не чувствуете ничего. Выбросите себя. (Мать раскрывает руки) Отдайте себя, ничего не удерживая, просто ради радости отдачи себя. Тогда есть шанс, что вы можете почувствовать что-то.

— Пытаться чувствовать, что не ты существуешь, а только одно Всевышнее — это ли одно из средств вый-ти из Эго?
Это есть своего рода умственное усилие. Путем создания умственных конструкций вы не придете ко многому. Явление должно быть самопроизвольно, ин-тенсивно, это пламя, которое горит в существе, пламя устремления. Если это происходит в голове, никакого результата не последует.
Человеческое сознание пропитано всеми его ста-рыми идеями, этой субстанцией эгоизма. Только пу-тем постоянной тихой бдительности и усиления соз-нания от него можно избавиться. Когда ему не разре-шено играть, он скрывает себя и становится только тоньше, принимает пластичные и изысканные формы. Что необходимо — видеть его тихо, не расхолаживаться из-за его присутствия и ровным упорным постоянным действием истощать и выводить его из состояния сис-темы.
Что до Эго, как бы оно ни было настойчиво, нужно следить за ним и говорить “нет” всем его внушениям так, чтобы каждая позиция, занятая им, доказывала бы бесполезность такого движения. Когда с ним обраща-ются таким образом, оно становится готовым в мо-мент, когда душа даст ему легкий толчок, уйти из ка-ждого поля своей деятельности, оторвавшись от своих потерянных корней. Настаивайте ровно в этом движе-нии, и это не может не принести результатов.
Человеческая натура вся пронизана нитями Эго, и даже когда пытаются уйти от него, оно перед вами или сзади, за всеми мыслями и действиями, как тень. Видеть его — первый шаг, распознавать ложность и абсурдность эгоистических движений — второй, расхо-лаживать и отвергать их всякий раз — третий, но оно исчезнет полностью только тогда, когда человек ви-дит, верит и переживает Единое во всем всегда и рав-но везде.
Без освобождения души и осознания подлинного САМО Эго не может уйти, то и другое необходимо. Если нет сознания САМО, как может Эго исчезнуть? Душа может быть освобождена любовью и преданно-стью, но я говорю о таком случае, в котором она не освобождена настолько, и тогда осознание САМО ка-жется более легким.
Преобразование гун необходимо для совершенство-вания натуры, не для освобождения. Освобождение приходит с утратой Эго и желаний.
Очевидно, что до тех пор, пока цель- Нирвана, ма-ленькое Эго должно присутствовать, не необузданное, но трансформированное из существующего.
Форма Эго должна быть растворена, она не должна быть заменена каким-то другим видом Эго. Она долж-на быть заменена подлинным существом, которое чувствует себя, даже и через индивидуальное, все же единым со всеми и одним со Всевышним.
Отбросить активное Эго-чувство не достаточно, это может просто принести неактивное состояние умст-венности. Определенное пассивное инертное спокой-ствие отдельного бытия может занять место кинетиче-ского эгоизма, что не есть подлинное освобождение. Эго-чувство должно быть заменено единством с трансцендентным Всевышним и со всеобщим бытием.
Из “Синтеза Йоги”.

— Я прочитал у Шри Ауробиндо: “Избавиться от нашего Эго не легкая задача. Даже после преодоления его в материальном сознании, мы встречаем его снова, увеличенным в духовном сознании”. Как можно встретить Эго в духовном сознании?
Есть духовное Эго так же, как физическое, витали-ческое и умственное! Есть люди, которые сделали большое усилие преодолеть весь свой эгоизм и все его ограничения и достигли духовного сознания. И здесь они снова имеют все тщеславие и чувство собствен-ной важности и большого отличия от тех, которые не находятся в таком же состоянии, как и они. Действи-тельно, все, что есть нелепого и отвратительного в Эго, они снова приобретают здесь. Они преодолели то, что было в физическом и виталическом сознании, но само усилие, которое они делали, чтобы победить се-бя, и эта победа, которую они одержали, дает им чув-ство их чрезвычайной значимости. Поэтому они ста-новятся самодовольными и заявляют о своем автори-тете. Духовное Эго намного опаснее, чем обычное, поскольку человек не осознает, что это Эго. Духовное тщеславие намного серьезнее физического.

— Значит, с Эго можно осознать Всевышнее?
Нет. Очевидно, что в момент, когда человек объе-диняется с Ним, Эго исчезает, но это непродолжи-тельное состояние. Те, кто влекут за собой свое Эго, не могут удержать надолго осознание. Они снова на-чинают чувствовать себя в то время, когда получают переживание, и восхищаются собой, и они чувствуют, что они исключительные существа, более высокие, чем другие. Затем все становится плачевным.
Подлинное спиритуальное переживание должно быть свободно от требований Эго. Эго может почувст-вовать гордость за получение переживания и думать: “Как я велик, Я САМО, я Всевышнее, и потому пусть я делаю все, что хочу, ибо это Всевышнее проявляет Волю во мне”. Только если переживание САМО нало-жит молчание на другие части и освободит душу, то-гда Эго исчезнет. Даже если не само Эго, то множест-во фрагментов и пережитков Эго-привычек могут ос-таваться, и они должны быть устранены.
Постепенное освобождение от эго
Через всю Йогу фигура Эго есть враг, против кото-рого мы должны быть всегда на страже с недремлю-щей бдительностью. Мы не должны быть обескураже-ны, когда мы найдем его притаившимся внутри нас во всех видах переодевания, но нам следует быть бди-тельными, чтобы опознать его во всех его масках, и неумолимыми в изгнании его влияния.
На пути знания человек пытается упразднить Эго негативно, путем опровержения его реальности, и по-зитивно, путем постоянного фиксирования мысли на идее Единого и Безграничного в себе или Единого и Безграничного везде. Если это сделано настойчиво, оно в конце процесса изменит умственную точку зре-ния на себя и весь мир и создаст вид умственного осознания, и затем постепенно, или быстро, повели-тельно и сразу — умственное осознание углубляется в спиритуальное переживание осознания в самой суб-станции нашего существа. Приходят более и более часто повторяющиеся состояния чего-то неопределен-ного, беспредельного и неограниченного, мира, тиши-ны, радости, блаженства, которые превыше выраже-ния, чувство абсолютной бесперсональной Силы, чис-того Существования, чистого Сознания, все напол-няющего Присутствия. Эго упорствует в себе или в своих привычных движениях, но мир Единого стано-вится более и более действенным и привычным, дру-гие миры разбиты, смяты; все более и более отвергае-мые, они становятся слабыми и механическими в их действии. В конце осуществляется постоянная отдача всего осознания в существование Верховного.
Сначала, когда беспокойный беспорядок и затем-ненная нечистота нашей наружной натуры активны, когда умственное, виталическое, физическое Эго-ощущения все еще сильны, эта новая точка зрения, эти происходящие переживания могут быть найдены в высшей степени трудными, но однажды, когда этот тройной эгоизм расхоложен и инструменты Духа ус-тановлены правильно и очищены, в совершенно ти-хом, чистом, ясном, расширенном сознании чистота, безграничность, тишина Единого отразит себя, как небо в прозрачном озере. Встреча или включение от-раженного сознания с тем, которое оно отражает, ста-новится более и более возможной и приближающейся, соединение или упразднение пропасти между этой неизменной неземной бесперсональной Обширностью и этим изменчивым кружением персонального суще-ствования уже более не трудно. И даже прежде полно-го очищения, если путы эгоистического сердца и ума уже достаточно протерлись и ослабли, наша душа мо-жет путем внезапного разрыва главных веревок ус-кользнуть, возвышаясь, как птица, в пространство, или расширяясь, как освобожденный поток, в одно и Без-граничное. Сначала есть внезапное чувство космиче-ского сознания, потери себя в универсальном, всеоб-щем, исчезновение всего чувства индивидуальности и персональное™, всего местоположения в пространст-ве и времени, действия и законов Натуры, более нет Эго, персоны определенной и определимой, но только сознание, только существование, только мир и бла-женство: человек становится бессмертным, становит-ся вечностью, становится безграничностью. Все, что оставлено персональной душой, есть гимн миру, сво-боде и блаженству, вибрирующий где-то в вечном.
Когда есть недостаточная чистота в умственном существе, избавление проявляется сначала частично и временно. Кажется, что Пуруша снова спускается в эгоистическую жизнь, а всевышнее сознание отдаля-ется от нее. Что происходит в реальности — это облако или покров снова проходит между низшей натурой и высшим сознанием, и Пракрити возобновляет на вре-мя свои старые привычные заботы, и не всегда со зна-нием или присутствующей памятью этого высокого переживания. То, что работает в ней тогда, есть тень старого Эго, поддержанная механическим повторени-ем старых привычек на пережитках путаницы и не-чистоты, все еще оставшихся в системе. Облако при-ходит и совсем исчезает, ритм восхождения и нисхож-дения возобновляется, пока нечистота истощается. Но если наше сознающее существо стало достаточно чис-то и ясно, тогда есть устойчивое размещение его в высшем сознании.
Этот период чередований может оказаться длин-ным в интегральной Йоге, ибо в ней требуется полное совершенство системы. Садхака должен быть способ-ным во всякое время, во всех условиях и обстоятель-ствах действия или бездействия впускать и затем жить в сознании верховной Правды. Не достаточно для сад-хаки иметь полное осознание только в трансе-самадхи или в недвижимом спокойствии, но он дол-жен и в трансе и в бодрствовании, в пассивном отра-жении и в энергии действия быть способным оста-ваться постоянно в прочно основанном брахманиче-ском сознании.
Что тогда, когда человек таким образом больше не видит себя в мире, но только космос в себе, заполнит в его новом сознании место Эго? Это не будет Эго-ощущение — даже если и будет для целей вселенского Сознания вид индивидуализации в отдельном уме и теле — по той причине, что все будет для него Одно, и каждая Личность или Пуруша будет Одно во многих формах или скорее во многих аспектах и позициях, Брахман, действующий на Брахмана. Правда всегда одна в действии на себя саму, в своих переливах-игре, безгранична в единении, бесконечна во множестве. Когда индивидуализированное сознание поднимается и живет в этой правде, тогда даже в полном действии, даже во владении низшим существом оно остается все же единым с Властелином, и нет зависимости, и нет заблуждений. Человек во владении САМО и освобож-ден от Эго… От этой всеобщности человек может бо-лее легко стремиться к Трансценденту.
Из “Синтеза Йоги”.
Что останется после освобождения есть централь-ное существо — не Эго. Центральное существо будет жить в сознании Всевышнего везде и во всех других существах также, тем самым оно не будет иметь соз-нания об отделенном Эго, но об одном центре среди многих во Всевышней Множественности. После осво-бождения Аханкара не остается, но индивидуальное САМО, как порция или центр Всевышнего, все еще там.
Путь, предоставленный для интегральной Йоги, есть подъем вверх и самоотдача всего существа, по-средством чего не только мы действительно стано-вимся одним с Ним в нашем духе, но так живем в Нем, и Он в нас, что вся натура таким образом полна Его присутствием и изменена в святую натуру. Мы остановится одним духом, сознанием, жизнью и суб-станцией со Всевышним, и в то же самое время мы живем и двигаемся, и имеем различную радость этого единства. Это интегральное освобождение от Эго во всевышний дух и натуру может быть только относи-тельно закончено на нашем теперешнем уровне, но оно начинает становиться абсолютным, когда мы под-нимемся в Гносис, который есть освобожденное со-вершенство.
Из “Синтеза Йоги”.
7. Спиритуальные осознания
Если сделана трещина в крышке ума, тогда про-изойдет открытие нашего видения к чему-то над нами, подъем нашего сознания вверх к Этому или нисхож-дение Его в наше существо. Что мы обнаружим через открытие видения есть Бесконечность, вечное Суще-ствование, Безбрежное Сознание, Безграничность САМО. Нисхождение может быть результатом двух других движений или произойти автоматически, как просачивание, как втекание, или как ливень. Свет нисходит и касается или окружает, или проходит сквозь низшее существо — ум, жизнь и тело; или При-сутствие, или Сила, или поток Знания льются то вол-нами, то струёй; или начинается половодье блаженст-ва, или вспыхивает внезапный экстаз: контакт со сверх-сознанием установлен. Но эти два типа контак-тов со сверх-сознательным, каковы бы они ни были, сами по себе не достаточно эффективны. Для полной спиритуальной трансмутации нужно большее: посто-янное восхождение от низшего сознания к высшему и действенный постоянный спуск высшего в низшую натуру. Эти переживания повторяют себя до тех пор, пока они не станут нормальными, привычными и хо-рошо понятными по их содержанию и значению, кото-рые сначала могут быть окутаны тайной. Тогда новое сознание начинает формироваться с новой силой пря-мого спиритуального достижения, которое больше чем мысль или видение, более великое становление в спи-ритуальную субстанцию нашего теперешнего сущест-ва. Сердце и чувства становятся более тонкими, силь-ными, обширными, чтобы обнять все существование, видеть Бога, чувствовать, слышать и трогать Вечное, сделать более глубокое и близкое единение с САМО мира в трансцендентном осознании. Другие реакции и решающие переживания, другие изменения сознания устанавливают себя, являясь естественным следстви-ем и результатом фундаментального изменения созна-ния. Нет границ для этого изменения, ибо оно по сво-ей природе есть вторжение Безграничного.
По “Лайф Дивайн”.
Осознание САМО, которое включает освобождение от Эго, осознание Одного во всех, закрепление созна-ния в единстве со Всевышним, Безграничным и Веч-ным, установившееся и закрепленное восхождение из всеобъемлющего Незнания — не есть что-то, рекомен-дуемое для каждого… Спиритуальную способность к подлинному духовному переживанию и развитию можно получить на любом плане, но естественный результат в том, что человек легко входит в соприкос-новение с САМО и с высшими планами.
САМО превосходит границы планов.
Космическое САМО есть Атман.
Жить в сознании Атмана — значит жить в тишине, согласии и мире, которые выше явлений и в сознании, которое отделено от мира, даже когда наполнено им.