Очищение

Перед значимой темой, которая имеет практическое применение в различных сферах нашей жизни ( а эта тема о Концентрации внимания и сосредоточенности), мы помещаем главы об Очищении и установлении Мира во внутреннем существе человека. В духовном совершенствовании устойчивость в сосредоточенности не может быть достигнута без приобретения Чистоты и Мира.

Две стадии перехода к богочеловеческому
Переход от человеческого к богочеловеческому, от разделенного и противоречивого к Единому, от фено-менального к вечной Истине, — такое полное перерож-дение или новое рождение души должно необходимо включать в себя две стадии, одна — приготовление, в котором душа и ее инструменты должны стать при-годными к перерождению, и другая — действительное освещение и осознание Сверх-разума в подготовленной душе через ее пригодные инструменты. Фактически, нет жесткой линии разграничения в последовательности времени между этими двумя стадиями, они скорее необходимы друг для друга и продолжаются одновременно. По мере приготовления души, она освещается и поднимается ко все более высокому, все более полному осознанию, и в пропорции возрастания этих освещений и этих осознании становятся более годными для их работы и ее инструменты.
Сейчас мы должны рассмотреть подготовительную к любому такому превращению стадию очищения нор-мального существа человека, которое ведет к освобо-ждению от оков нашей низшей натуры.
Из “Синтеза Йоги”.
Чистота и нечистота
Чистота или нечистота зависит от сознания, в свя-том сознании все чисто, в неведении все подвластно нечистоте, не только тело или часть тела, но и ум, и виталическое. Только САМО и душевное существо остаются всегда чисты.
Чистота означает свободу от загрязнения или сме-си. Святая Чистота в том, в чем нет примеси запутан-ного неведающего движения низшей натуры. Обычно, в общем смысле, чистота используется для обозначе-ния свободы от сексуальных страстей и импульсов.
Вся нечистота есть отклонение от Дхармы, беспо-рядок и путаница в работе частей человеческого су-щества. Они, вместо верного, присущего им правиль-ного действия, в котором они чисты и полезны для нашего совершенства, предаются и прибегают сами к запросам и наклонностям иным, чем их собственные.
Из “Синтеза Йоги”.
Главная нечистота есть преобладание низших час-тей человека над высшими. Низшие функции вмеши-ваются в высшие, навязывая им свое действие. Наи-большую запутанность производит виталическая часть. Виталическая энергия, смешанная с душевной, психическая прана, вторгается в действие ума и дела-ет его своим орудием.
Главное натуральное препятствие, проходящее че-рез все действия Антахкараны, есть вмешательство и принуждающее требование психической Праны… Ис-кажение, препятствующее чистоте, есть форма вита-лического страстного хотения, громадное искажение, которое психическая Прана вносит в наше существо, есть желание. Корень желания есть виталическая жа-жда схватить все, чего, как мы чувствуем, у нас нет. Это — ограниченный жизненный инстинкт владения и удовлетворения. Он создает чувство хотения. Первое простейшее виталическое страстное хотение — голод, жажда, похоть, а затем — психические голод, жажда, вожделения ума, которые имеют более настоятельные и охватывающие воздействия на существо. Психиче-ская Прана вторгается с сенсуальный ум, вносит в не-го беспокойную жажду чувств; она вторгается в дина-мический ум с желанием контроля, владения, преоб-ладания, успеха, выполнения каждого импульса; она наполняет эмоциональный ум требованием удовлетво-рения симпатий и антипатий, выхода любви и нена-висти, вносит шараханье и панику страха, напряжения и разочарования надежды, облагает мучениями горя и кратким жаром возбуждения, радости; она делает по-нимание и понимающую волю соучастниками всех этих вещей и обращает их в свои, деформированные и увечные инструменты: волю — в волю страстной жаж-ды, а понимание — в пристрастного, ошибающегося и нетерпеливого искателя ограниченных, раздражитель-ных, воинственных суждений и мнений.
Из “Синтеза Йоги”.
Первая необходимость стадии приготовления — всецельная чистота
Первая необходимость приготовления есть очище-ние всех членов нашего существа, особенно, очище-ние БУДДХИ, понимания, этого ключа, который от-кроет дверь Правды, а очищение понимания едва ли возможно без очищения других членов. Неочищенное сердце, неочищенные чувства, неочищенная жизнь производят беспорядок в понимании, нарушают его данные, искажают его заключения, затемняют его ви-дение, неправильно используют его знания. Неочи-щенная физическая система заглушает или обременя-ет его действия. Должна быть интегральная чистота. И здесь есть взаимосвязь, ибо очищение каждого члена нашего существа приносит общую пользу внесением ясности в свою часть. Постепенное успокоение эмо-ционального сердца помогает, например, очищению понимания, в то время, как ровное и очищенное по-нимание опускает тишину и свет в беспокойное и за-темненное действие еще не очищенных эмоций.
Запутанность велика, полное очищение одного ин-струмента зависит от полного очищения так же и всех других, и это — огромный источник трудностей, раз-очарований и растерянности… Но мы имеем, с другой стороны, то преимущество, что один важный инстру-мент, достаточно очищенный, может быть использо-ван, как средство для очищения других, один шаг, твердо сделанный, облегчает все другие и избавляет от массы затруднений.
Какой же инструмент, путем его очищения и со-вершенствования, сможет помочь наиболее легко и эффективно совершенству остальных?
Поскольку мы суть дух, вовлеченный в ум, мы — душа, развившаяся здесь, как умственное существо в живущем физическом теле, естественно в уме, в Ан-тахкаране мы ищем это недостающее. Очевидно в уме с помощью Буддхи, понимания и воли понимания, человеческое существо должно сделать любую работу, что не выполнена для него физической или нервной натурой.
Из “Синтеза Йоги”.
Очищенное понимание
Несмотря на то, что каждый член нашего существа имеет свои собственные, свойственные ему принципы очищения, все же может быть сказано, что именно очищенное понимание в человеке есть наиболее мощ-ный очиститель человеческого запутанного и беспо-рядочного существа. Оно наиболее полновластно накладывает свою правильную работу на все другие члены. Знание, говорит Гита, есть верховная чистота, свет есть источник всей ясности и гармонии, равно как и темнота неведения есть причина всех наших спотыканий и ошибок.
Понимание должно быть нашей главной силой вы-полнения полного очищения, а его очищение стано-вится самой начальной необходимостью. .
Спокойствие — Тишина — Молчание — Пустота -Мир
Спокойствие достаточно негативно. Это отсутствие беспокойств. Тишина — это позитивное спокойствие, которое может существовать вопреки поверхностным волнениям. Молчание есть отсутствие всяких движе-ний мысли или других вибраций деятельности. Пусто-та означает опорожненность ото всех содержаний, кроме существования чистого и простого. Мир есть тишина, глубоко вошедшая во что-то, она очень пози-тивна и почти равняется устойчивому спокойствию неволнуемой Ананды.
Основание садханы
Вам следует осознать, что хотя спокойное окруже-ние желательно, действительное спокойствие — внутри нас, и ничто другое не даст условий, которых вы хоти-те.
Самое необходимое для этой садханы — это тишина и мир, мир, который зависит не от обстоятельств и от окружения, но от внутреннего контакта с высшим соз-нанием, которое есть сознание Всевышнего. Те, у кого этого нет, или те, кто не стремится получить его, мо-гут прийти сюда в Ашрам, и через 20 лет быть напол-ненными борьбой, как и ранее. Те же, кто открывают свой ум и виталическое к Материнской Силе и Миру, получат это даже в труднейшем и неприятнейшем труде и в наихудших обстоятельствах.
Установленный мир и крепость силы ровности, в которой все чуждое спадает, есть правильный базис.
Учитесь быть спокойным и тихим. Путь тогда бу-дет значительно короче.
С точки зрения индивидуального роста, особенно для тех, кто еще в начале пути, уметь хранить молча-ние, столкнувшись с тем, чего вы не знаете, наиболее полезно для развития. Нужно хранить молчание не только наружно, не только не произносить ни слова, но быть безмолвным и внутри.
Если садхана есть борьба между высшей волей и старыми силами натуры, приносящая страдания и внутренние мучения, мы не хотим, чтобы вы делали такую садхану. Это не есть дух нашей Йоги. Что мы хотим, чтобы вы сделали — это восстановили бы ваше спокойствие и продвигались бы в этом. Иметь основа-ние из спокойствия и позволить святой Силе работать в вас твердо и спокойно — всегда есть наилучший ме-тод. Нет необходимости развиваться посредством большого личного напряжения, тревоги и борьбы.
Базой вашей садханы. должны быть спокойствие и молчание. Вы должны пребывать в спокойствии и молчании, как в себе самом, так и в вашем отношении к миру вокруг вас. Если вы можете сделать это, садха-на должна пойти прогрессируя и расширяясь с мини-мумом затруднений и беспокойств. Не обращайте внимания на ваши семейные затруднения и ничего не говорите вашей семье. Спокойно продолжайте, дове-ряя силе, которая работает в вас.
Само по себе это опустошение и спокойствие, сво-бодное ото всяких волнений, мыслей о людях и вещах, не есть плохой знак или нежелательное состояние. Это состояние, которое Йоги называли удашината, отде-ленность ото всего, индифферентное необеспокоен-ное, нейтральное состояние спокойствия. Во многих Йогах оно считается сильно продвинутым и желаемым состоянием, состоянием освобождения от мирского, хотя еще не осознанием Всевышнего, но они считали это необходимым подходом к осознанию. В нашей Йоге это только проход, через который поднимаются к более позитивному спиритуальному тихому сознанию, где все переживания и осознания становятся возмож-ны.
Очищение и мир
Если вы приобретаете мир, тогда очистить витали-ческое становится легко. Если вы просто очищаете и очищаете, и ничего не делаете кроме этого, вы идете очень медленно, поскольку виталическое загрязняется снова и должно быть очищаемо сотни раз. Мир есть нечто, что чисто в самом себе, поэтому получить его есть позитивный способ закрепить вашу цель. Только следить за загрязнением и очищать есть негативный способ.
Виталическая пустота и инерция
Когда виталическое не слишком хорошо развито, тогда, как только ему велят быть спокойным, оно за-сыпает… Тогда проблема становится более деликат-ной и трудной т. е. впасть из заблуждения в инерцию — это очень далеко от развития. Тишину не следует смешивать с инерцией или сонливой бездеятельно-стью.
Мир и молчание — условие для получения знания, силы, ананды
Невозмутимость и мир во всех обстоятельствах и во всех частях существа есть первое основание Йоги. Либо свет, несущий с собой Знание, либо Сила, несу-щая с собой крепость и другие виды динамизма, или Ананда, несущая любовь и радость существования, могут затем прийти, согласно склонностям натуры. Но мир есть первое условие, без которого ничто не может быть устойчивым.
Мир есть первое условие, но мир сам не приносит Силы. Однако без мира Сила или не может спустится, или она будет смешана с асурической, вражеской си-лой.
Если у вас нет очень широкой восприимчивости, чрезвычайно прочной основы из спокойствия, ровно-сти души и внутреннего мира, эта сила придет и уне-сет вас, как ураган. Только если человек имеет проч-ный базис из спокойствия, тогда, если шторм прихо-дит, если Свет приходит с великой интенсивностью, человек в состоянии оставаться недвижным и полу-чить, что может, не будучи выбитым из колеи.
В тишине есть наивысшая восприимчивость. Имен-но в недвижимой тишине происходят наибольшие действия. Давайте научимсябыть тихими, и так, чтобы Верховный Господь мог извлечь из нас пользу.
Результат пустоты
Внутри нас есть Пуруша, который может диктовать природе, что ей следует допустить или исключить, но его воля — это тихая воля. Когда человек возбуждается или возмущается из-за трудностей, тогда воля души не может действовать эффективно, как бы она могла в другом случае.
Обычный результат пустоты — успокоение любых виталических волнений, хотя она, пока не станет пол-ной, не останавливает механического повторяющегося действия ума.
Ваше виталическое не опорожнено, т. е. беспокой-но и полно желаний, также и физический ум ни в коей мере не находится в покое. Если бы желания были бы отброшены, а Эго — менее активно, и физический ум — в покое. Знание снизошло бы сверху на место глупо-стей физического ума. Если виталический ум мог бы быть утихомирен и успокоен, Сила пришла бы в дей-ствие, и высшее сознание начало бы спускаться. Тако-во последствие пустоты.
То, что здесь описано, вовсе не является уводом жизненной энергии. Оттягивание жизненной энергии оставляет тело безжизненным, беспомощным, опус-тошенным и бессильным, и его не посещают никакие переживания, кроме больших страданий. Это же про-сто эффект пустоты и тишины, вызванной в низших частях сознанием, прежде размещенным выше. Это вполне совместимо с действием, только нужно при-выкнуть к мысли о возможности действия в таких ус-ловиях. В великом состоянии пустоты я вел ежеднев-ную газету и произносил дюжину речей, за 3 — 4 дня, но я не руководил этим никаким образом, это проис-ходило само. Сила заставляла делать работу без какой-либо внутренней деятельности.
Мир и молчание должны быть постепенно установлены во всех частях существа: умственном, виталическом, физическом
Ум и виталическое всегда более открыты вселен-ским силам, чем материальное, но они могут быть бо-лее беспокойными, чем материальное, до тех пор, пока они не будут подчинены миру, снизошедшему свыше.
Молчание существа — первая естественная цель Йо-ги. Если люди не находят удовлетворения в этом, они не преодолеют виталического ума, который хочет все-гда иметь какой-нибудь вид деятельности, изменений, происшествий. Неизменная неподвижность молчаще-го Брахмана есть вещь, которую ум не находит прият-ной. Поэтому, когда пустота приходит, она кажется ему тупым, инертным, монотонным состоянием.
Нет довода, по которому пустота была бы скучным или печальным состоянием. Это обычная привычка ума или виталического ассоциировать радость или ин-терес только с деятельностью, но духовное сознание не имеет таких ограничений.
Если это действительно пустота, можно покоиться в ней годами.
Определенное опорожнение сознания от старого содержимого необходимо, прежде чем что-то пози-тивное может установить себя. Это то, что происходит в вашем физическом сознании, старые движения вы-тесняются наружу и уходят, вы становитесь спокой-ным, но они вдавливаются внутрь снова, и чаша должна быть повторно опорожнена. Если есть твердое и настойчивое отвержение, тоща эти повторные воз-вращения старых движений перестанут быть настой-чивыми, периоды спокойствия и его интенсивность будут возрастать до тех пор, пока мир и спокойствие смогут быть установлены постоянно.
Это не означает однако, что вся натура должна быть опорожнена от старых движений прежде, чем снизойдет Свет и Милость. Это делается обычно в различных частях натуры и в разное время. У вас были ваши переживания, поскольку ум и высшее виталиче-ское были достаточно опорожнены и спокойны, чтобы получить некоторые откровения нового сознания. Те-перь физический ум, физическо-виталиче-ское и тело должны быть опорожнены. Они всегда занимают большее время, чем другие. Физическое более полно старых привычек, более медленно, чтобы получить что-нибудь новое или измениться.
Глубоко установившийся мир закрепляется миром высшего сознания
Мир и молчание должны обосноваться глубоко внутри, так глубоко, что все, что ни придет снаружи, могло бы только пройти по поверхности, не беспокоя установившегося внутри мира.
Мир, который нисходит свыше, может остановить низшие действия, если он устанавливается во всем существе.
Когда мир высшего сознания снизойдет, он прино-сит с собой эту целенаправленность к ровности, са-мата, без этого мира всегда подвержен атакам его низшей натуры.
Это правильный путь — сохранять мир высшего соз-нания, тогда, даже если случаются жизненные волне-ния, они будут только на поверхности. Основание бу-дет оставаться.