О воспитании ментального существа или ума

ИЗ всех видов воспитания этот вид является наиболее
известным и распространенным на практике, однако
обычно воспитание и образование ума страдает определенными про
белами, что делает его крайне неполным и, в конечном счете, явно
недостаточным.

Принято считать, что школьное образование дает ребенку все не
обходимое в этом отношении. Иначе говоря, если ребенок в течение
ряда лет регулярно подвергался определенного рода обработке — кото
рая больше напоминает промывку мозгов, чем подлинное школьное
обучение, — то считается, что тем самым уже и сделано все, что нужно
для его умственного развития. Но это совершенно не так. Даже если
допустить, что то образование, которое дает школа, было построено
с должным пониманием меры и индивидуальных особенностей и та
ким образом его умственным способностям не было причинено вреда,
это обучение на самом деле никак не развивает те из них, что делают
человеческий ум ценным и полезным инструментом. Обычное школь
ное образование в лучшем случае может служить своего рода гимнас
тикой для развития гибкости ума. С этой точки зрения всякая отдель
ная область человеческого знания может рассматриваться как некий
специальный вид умственной гимнастики, и можно утверждать, что
принятые в каждой такой области терминология и словоупотребление
составляют своеобразный — и вполне развитый — язык.
Подлинное ментальное воспитание, цель которого состоит в том,
чтобы приготовить человека к жизни более возвышенной, чем жизнь
обычного современного человека, включает в себя пять основных
составляющих. Обычно они представляют собой следующие друг за
другом в определенном порядке этапы умственного развития, но, есте
ственно, могут быть и исключения, когда этот порядок меняется
или же вообще предпринимается одновременная совместная практи
ка. Кратко перечислим их:
1) развитие силы концентрации, внимания;
2) развитие аппарата мышления, умения расширять собственный
умственный кругозор, способности к сложной и разносторонней умст
венной работе, обогащение умственного содержимого;
3) организация накапливаемого умственного содержимого, всего
комплекса идей, свойственных индивиду, таким образом, чтобы все
они составляли одно стройное целое с одной главной идеей, которая
может представлять собой либо некий возвышенный идеал, либо соб
ственно идею, исполненную высшего света и осуществлению которой
будет посвящена вся жизнь;
4) развитие умения контролировать собственную мыслительную
деятельность, умения удалять из нее нежелательные мысли, в нужное
время направлять ее на нужный объект, то есть полностью подчинить
ее собственной воле;
5) развитие способности сохранять безмолвие ума, полный его по
кой, а также ментальной восприимчивости (которая должна постоян
но возрастать) ко всему тому, что исходит из более высоких в духовном
отношении частей существа.
Вследствие большого разнообразия человеческих индивидов мы
не можем здесь рассмотреть во всех подробностях те неизбежно инди
видуальные методы, которые могут быть использованы при практи
ческом осуществлении каждого пункта изложенной программы мен
тального воспитания. Однако некоторые разъяснения относительно
отдельных деталей все же могут быть даны и в настоящей статье.
Бесспорным является тот факт, что наибольшее препятствие для
умственного развития детей представляет собой их постоянная умст
венная рассеянность. Мысли у ребенка порхают как бабочки и ему сто
ит большого труда сосредоточиться на чемлибо определенном. Одна
ко потенциально, в скрытом состоянии, способность к концентрации
внимания у детей присутствует; в чем легко убедиться, когда удается
пробудить у них интерес к чемулибо, — тогда вы замечаете, что они
способны быть очень внимательными. От воспитателя, таким образом,
требуется известная изобретательность, чтобы помочь ребенку на
учиться постоянству и сосредоточенности внимания и умению напра
вить его целиком и полностью на выполняемое дело. Для развития
такого рода способностей хороши все средства, которыми следует
пользоваться сообразно необходимости и обстоятельствам — начиная
игрой и кончая возможным вознаграждением за проявленное усердие
и показанные результаты. Но важнее всего, безусловно, подойти к делу
30 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
с психологической точки зрения, и в этом отношении наилучшим и са
мым правильным педагогическим средством следует считать умение
воспитателя заинтересовать ребенка тем, чему он хочет его обучить,
пробудить в нем любовь к труду и стремление расти духовно и физи
чески. Привить ребенку любовь к учению — это, в действительности,
самый дорогой подарок, какой только можно ему сделать, он должен
любить учиться, учиться всегда и везде; весь поток жизненных явлений
и событий должен рассматриваться как источник непрерывно обнов
ляющихся возможностей пополнить свои знания о жизни, и нужно
стараться использовать в целях обучения каждую из этих возможнос
тей, каждый благоприятный случай.
Чтобы должным образом осуществить это на практике, у ребенка,
помимо внимательности и умения сосредоточиться — качеств, о кото
рых уже шла речь выше, — должна быть развита также и наблюдатель
ность, он должен точно и верно подмечать все детали наблюдаемого
явления и по возможности безошибочно помнить полученный образ.
Для развития наблюдательности можно использовать самые разнооб
разные приемы и естественным образом предоставляемые самой окру
жающей жизнью обстоятельства, нужно использовать каждую благо
приятную возможность, чтобы постоянно поддерживать ум ребенка
в чутком, подвижном состоянии. Особое внимание здесь следует уде
лить развитию понятливости — в большей степени, чем памяти. Вы
хорошо знаете именно то, что один раз хорошо поняли. То, что выучи
вается наизусть, чисто механически, постепенно стирается из памяти
и в конце концов вообще исчезает из нее; то же, что было как следует
понято, никогда не забудется. Никогда не следует отказывать ребенку
в ответах на его вопросы, на любые его «как?» и «почему?». Если вы
не в состоянии сделать этого сами, нужно прибегнуть к помощи сведу
щих в соответствующей области людей, которые дадут ребенку необхо
димые пояснения, или, если такой возможности нет, найти для него
книги, где обсуждается данная тема. Действуя таким образом, вы по
степенно привьете ребенку вкус к подлинному обучению и привычку
постоянно и упорно трудиться, чтобы получить нужные познания.
Здесь мы естественным образом переходим ко второму пункту
нашей программы, который предполагает расширение умственного
кругозора и обогащение умственного багажа.
Вы должны постепенно привести ребенка к пониманию того, что
интересным предметом для изучения, в действительности, может быть
О МЕНТАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ 31
все что угодно, если уметь правильно подойти к делу. Сама повседнев
ная жизнь, каждое ее мгновение есть лучшая школа, здесь такое изоби
лие разнообразных и сложных событий и явлений, непредвиденных
происшествий, требующих разрешения трудностей, ярких поучитель
ных примеров, наглядных причинноследственных связей. И как лег
ко возбудить в ребенке здоровое любопытство, ясно и толково отвечая
на его многочисленные вопросы! Интересный ответ на один вопрос
может вызвать целый ряд вопросов, и таким образом любознательный
и внимательный ребенок может без всякого напряжения получить
больше знаний, чем сидя за школьной скамьей. Вам следует образовать
литературный вкус ребенка, привить ему любовь к достойному чте
нию, умело и тщательно подбирая для этого произведения, которые
будут для него одновременно и поучительными, и занимательными.
Не следует опасаться, если чтолибо — включая чтение — пробудит
и увлечет воображение вашего ребенка; воображение помогает рас
крыть творческие способности ума, оно делает обучение живым, а сам
процесс умственного роста — радостным для ребенка.
Для развития гибкости и разносторонности мышления у ребенка
необходимо предусмотреть в программе его обучения не только и не
столько разнообразие самих тем изучения, сколько многообразие раз
личных возможных подходов к любой из них, чтобы он на практике
усвоил, что на интеллектуальном уровне одна и та же проблема допус
кает рассмотрение, исследование и разрешение не одним только,
а множеством способов. Этот педагогический прием поможет преодо
леть столь часто свойственную человеческому уму упорную привер
женность к какимлибо ограниченным понятиям и представлениям,
обогатит мышление ребенка, сделает его пластичным, гибким, способ
ным в будущем к созиданию все более сложных и емких синтетических
построений. Кроме того, он даст ребенку возможность почувствовать
крайнюю относительность познаний, полученных с помощью одного
только ума, и у него будет постепенно пробуждаться стремление к бо
лее истинному источнику знания.
По мере того как ребенок взрослеет и растут его познания, получа
емые в процессе обучения, его ум также становится все более зрелым,
приобретая все большие способности к формулированию общих идей
и понятий, но одновременно с этим у ребенка почти всегда пробужда
ется важная потребность — быть уверенным в бесспорности своих
представлений, потребность в надежных знаниях, которые послужили
32 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
бы прочной основой для ментального построения, которое, обнимая
весь круг его идей, столь несходных, разрозненных, а часто и вообще
противоречащих друг другу, позволило бы свести их в некое стройное,
упорядоченное целое. Такое упорядочивание и в самом деле совер
шенно необходимо, чтобы предотвратить неизбежный в противном
случае хаос в мыслях. Оно достигается, в частности, обращением про
тиворечащих друг другу суждений и представлений в дополняющие
друг друга, но чтобы провести такую операцию, необходимо найти
некую более высокую идею, способную примирить все противоречия,
приведя их к взаимному согласию. Бесспорно, любую проблему все
гда полезно рассмотреть со всех возможных точек зрения — это поз
воляет избежать в ее решении однобокости и различных крайностей,
но если вы хотите придать своей умственной работе, своим выводам
деятельный, созидательный характер, необходимо всякое многосто
роннее рассмотрение какоголибо вопроса завершать естественным
логическим синтезом, объединяющим все допустимые точки зрения.
Чтобы сделать все множество своих взглядов, мыслей понастоящему
деятельной творческой силой, нужно с очень большой ответствен
ностью отнестись к выбору основной идеи, которая ляжет в основу
ментального синтеза, объединяющего это множество в единое строй
ное целое, ибо именно от этой идеи будут зависеть качество и досто
инства всего синтеза: чем в большей степени высока и всеобъемлюща
основная идея, чем в большей степени она универсальна и незави
сима в самом широком смысле от пространства и времени, тем мно
гочисленнее и сложнее те идеи, понятия, представления, из которых
вы сможете с ее помощью построить стройное гармоничное соору
жение.
Само собой разумеется, эта упорядочивающая операция и связан
ная с ней работа не могут быть сделаны только единожды и навсегда.
Чтобы сохранить силу ума, те его положительные качества, которые
можно выразить понятием «юность ума», необходимо непрерывно
развивать и совершенствовать свои умственные способности, пере
сматривать ранее усвоенные представления в свете вновь полученных
знаний, расширять их пределы, чтобы иметь возможность усвоить но
вые понятия, непрерывно производить необходимые перестановки
и реорганизацию внутри круга своих идей, чтобы каждая из них зани
мала там надлежащее место относительно остальных, и тем самым
поддерживать гармонию и порядок во всей их совокупности.
О МЕНТАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ 33
До сих пор мы говорили о тех свойствах ума, которые связаны
с мышлением и различными умозрительными операциями, то есть
о познавательных способностях человека и об интеллектуальных по
знаниях, получаемых им в процессе обучения. Однако приобретение
этих познаний с помощью обучения — это только один из видов умст
венной деятельности; другой аспект — и, по крайней мере, не менее
важный — связан с созидательной ролью ума, с его прообразующими
функциями в отношении к нашим действиям и поступкам, иначе гово
ря, с его участием в процессе «мысль — действие», где он выступает
первым звеном — генератором самых разнообразных мыслеобразов.
Этот очень важный вид деятельности ума редко становился предметом
отдельного изучения и специальной практики. Лишь те, кто по каким
либо причинам стремится в полной мере управлять своей умственной
деятельностью, обращаются к исследованию этой прообразующей
функции ума — его способности постоянно порождать мыслеобразы,
становящиеся возможным источником наших действий, пытаются
с помощью определенной практики развить ее и полностью подчинить
себе; однако следует заметить, что обычно уже на самых первых порах
они сталкиваются с трудностями, которые часто кажутся почти непре
одолимыми.
Тем не менее, умение управлять этим видом творческой деятельно
сти ума является очень важным направлением самовоспитания и само
совершенствования; можно утверждать, что без этого умения полный
самоконтроль в ментальной сфере невозможен. Если дело касается
формирования нашего мировоззрения (в частности, в процессе воспи
тания и обучения), то здесь допустимо рассматривать любые возмож
ные идеи, с тем чтобы включить их в общий синтез, который мы стре
мимся построить, поскольку по самой своей сущности и назначению
этот синтез должен постоянно обогащаться и усложняться, но когда
речь заходит о роли и участии ума в наших поступках и действиях,
то здесь положение прямо противоположное. Идеи, которые рассмат
риваются в качестве кандидатов на руководство к нашим действиям,
должны проходить строгий отбор, и только те из них, что соответству
ют общему направлению, указываемому главной идеей, лежащей в ос
нове выстраиваемого нами синтеза, могут быть приняты, как достой
ные осуществления на практике, в наших делах и поступках. Это озна
чает, что всякая попавшая в сферу нашего ментального сознания мысль
должна быть обязательно сопоставлена с основной направляющей
34 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
идеей и, если ей находится должное, логически обоснованное место
в упорядоченном множестве других идей, составляющих синтез, она
занимает это место, если же она не вписывается естественным образом
в этот круг, она должна быть отвергнута, чтобы не оказывать влияния
на нашу деятельность. Эту очистительную работу в ментальной облас
ти нужно проводить со строгой регулярностью, чтобы сохранять пол
ный контроль над своими действиями и поступками.
Для этой цели полезно отвести в своем режиме дня определенное
время, чтобы в спокойной обстановке подвергнуть внимательному пе
ресмотру весь круг своих мыслей и в очередной раз навести здесь поря
док. Как скоро эта операция станет для вас привычным делом, вы смо
жете сохранять контроль над своими мыслями даже во время работы
или какойлибо другой деятельности, допуская непосредственно во
внешние, наиболее близколежащие к поверхности слои ментального
сознания, в его, так сказать, текущую рабочую область лишь те из них,
что полезны для того, чем вы заняты в настоящий момент. Это умение
особенно помогает в практике сосредоточения и внимательности, ког
да во внешней, активной в данный момент части сознания должны на
ходиться только нужные, вполне определенные мысли, благодаря чему
их сила и действенность значительно возрастают. Если же в дальней
шем ходе какоголибо опыта по концентрации требуется вообще пре
кратить мыслительный процесс, вы сможете, пользуясь достигнутым
умением управлять своей умственной деятельностью, остановить все
ментальные вибрации, всякое движение мысли и установить полное
безмолвие в уме. Именно благодаря этому безмолвному состоянию ума
вы сможете постепенно подниматься во все более и более высокие
области ментальной сферы и учиться восприятию приходящих оттуда
вибраций.
Но даже еще прежде чем вы достигнете этого уровня развития,
само по себе умение устанавливать покой в уме сослужит вам очень
хорошую службу, поскольку покой, безмолвие ума очень полезны для
самочувствия человека. Дело в том, что у большинства даже в неболь
шой степени умственно развитых людей ум постоянно находится
в деятельном состоянии и, можно сказать, никогда не отдыхает. Если
днем человек еще в какойто мере способен управлять своей умствен
ной деятельностью, то ночью, когда физическое существо — тело —
погружено в сон, этот частичный контроль, осуществлявшийся в бодр
ствующем состоянии, почти полностью отсутствует и ум проявляет
О МЕНТАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ 35
повышенную активность, он сильно возбужден, а сама его деятель
ность часто носит беспорядочный характер. Возникающее вследствие
этого чрезмерное напряжение приводит к умственной усталости
и определенному ослаблению умственных способностей.
Дело в том, что ум нуждается в отдыхе точно так же, как и любая
другая часть человеческого существа, а этот отдых можно дать ему,
только если знать как это делается. Умение дать отдых своему мозгу —
это настоящее искусство, которое обязательно должно быть предусмо
трено в полной программе воспитания человека и освоено им как
можно раньше. Очевидно, что просто сменить вид умственной рабо
ты — это одна из возможных форм отдыха, но наилучший результат
в этом отношении, бесспорно, дает полный покой ума. Можно с уве
ренностью утверждать, что для нашего мыслительного аппарата пол
ный покой в течение даже нескольких минут может оказаться более
эффективным отдыхом, чем многочасовой сон.
Для человека, овладевшего искусством по собственной воле дости
гать полного покоя в уме и одновременно с этим концентрироваться
в нужном направлении, сохраняя это безмолвие в уме (которое явля
ется его наилучшим состоянием для восприятия приходящих в резуль
тате этой концентрации вибраций), для такого человека на интеллек
туальном уровне уже не будет неразрешимых задач, не будет таких
трудных в ментальном отношении вопросов, на которые он не смог бы
найти ответ. Если ум возбужден, мысли в нем путаются и он становит
ся беспомощным; если он спокойновнимателен и сосредоточен,
в нем может явить себя высший свет, открывающий новые горизонты
человеческих возможностей.

Ментальная аскеза

Когда речь заходит о дисциплине ума (мы переходим к аскезе в умст
венном отношении), этот вопрос обычно сразу же ассоциируется
в представлении человека с практикой длительных медитаций, поз
воляющей установить контроль за собственными мыслями и увенчи
вающейся достижением полного внутреннего безмолвия. Этот аспект
йогической практики настолько широко известен, что здесь нет необ
ходимости подробно на нем останавливаться. Но у нее есть и другой
аспект, которому обычно уделяют мало внимания, а именно — кон
троль за речью. За редким исключением, к делу подходят упрощен
но — считают, что вообще возможны лишь два взаимоисключающих
состояния: либо говорить, как это обычно делается, что вздумается
и как вздумается, часто без всякой меры и порядка, либо — соблюдая,
в противоположность обычной неуправляемости и невоздержности
речи, мудрое правило аскезы — строго хранить полное молчание.
Но существует в отношении речи принцип аскезы гораздо более глубо
кий, мощный и плодотворный, чем полный отказ от нее.
Человек является первым животным на земле, способным исполь
зовать для своих нужд членораздельную речь. Впрочем, осознание это
го преимущества и собственного превосходства заносит его чересчур
далеко и он пользуется этой своей способностью, без удержу и без раз
бору. Мир утопает в оглушительном шуме человеческого словоизвер
жения, так что порой в нем остро ощущается отсутствие того гармо
ничного безмолвия, которое свойственно, например, растительному
царству.
Впрочем, общеизвестно, что чем менее у человека развиты умст
венные способности, тем более он испытывает потребность прибегать
к помощи речи. Так, среди людей есть настолько неразвитые в умст
венном отношении, необразованные индивиды, которые вообще не
в состоянии думать не прибегая к помощи слов, так что часто со сто
роны можно слышать, как они, занятые обдумыванием какоголибо
дела, постоянно чтото бормочут про себя. Для них это единственное
средство уследить за ходом своих мыслей, которые они не в состоянии
для себя сформулировать, не проговаривая их вслух.
Очень большое число людей — даже среди лиц, получивших об
разование, но, тем не менее, не обладающих достаточно развитыми
70 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
мыслительными способностями, — могут уяснить себе, чтJо именно
они хотят сказать, только с помощью и в процессе проговаривания,
отчего их разговоры так длинны и утомительны. По мере проговарива
ния они выражают свою мысль все более ясно и определенно, поэтому
они и вынуждены помногу раз повторять одно и то же, чтобы достичь
наибольшей точности в передаче своих мыслей.
Есть и такие, кому, для того чтобы высказать желаемое, требуется
предварительная подготовка, если же обстоятельства принуждают
их говорить экспромтом, они теряются и путаются, поскольку у них
не было времени, чтобы в неспешной обстановке, последовательным
приближением найти точные выражения того, что они хотят сообщить
другим.
И, наконец, есть прирожденные ораторы, мастера красноречия;
они с совершенно естественной, непринужденной легкостью находят
самые подходящие слова и обороты для выражения нужного содержа
ния и умеют с блеском донести его до слушателей.
Но я все эти виды речевой деятельности отношу к одному и тому же
разряду — болтовни и празднословия. Ибо я именую празднословием
все то, что говорится помимо одной лишь голой необходимости и ни
на йоту больше. Но как рассудить, что действительно необходимо в тех
или иных обстоятельствах, а что — нет? Для того чтобы решить такую
задачу, нужно прежде всего произвести некую общую классификацию
нашей речевой активности и ее лексического состава сообразно их
отношению к различным областям человеческой жизнедеятельности.
Ближайшая из таких областей — собственно материальная, физи
ческая сторона нашего существования; соответствующая ей часть
словарного состава языка является наиболее значительной по объему,
самой многочисленной по количеству входящих в нее единиц и наибо
лее применимой в обыденной жизни.
Нескончаемый шум, невнятица многословия и пустословия уже
кажутся людям естественным и неизбежным звуковым сопровождени
ем их повседневных дел и работ. Но откажитесь от этого шума, заменив
его наименьшим количеством действительно нужных слов, и вы сразу
же заметите, что в безмолвии все делается лучше и быстрее, поскольку
при этом сохраняется внутренний покой и сосредоточенность.
Если вы живете не уединенно, а в обществе себе подобных, раз
вивайте привычку не рассеиваться вовне в многочисленных разгово
рах, и вы увидите, как постепенно между вами и окружающими вас
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 71
людьми установится определенное внутреннее взаимопонимание, так
что вы сможете общаться с ними с помощью совсем малого количест
ва слов, а то и вовсе обходясь без них. Внешняя молчаливость очень
благоприятствует внутреннему покою и миру, что, вместе с непоколе
бимой целенаправленностью воли и постоянным стремлением к Выс
шему, создает гармоничную, благотворную для вашего духовного раз
вития атмосферу.
Словарный состав языка, порожденный социальной жизнью чело
века, включает в себя, помимо содержимого, отражающего его матери
альнофизическую и деловую активность, также единицы, предназна
ченные для выражения его ощущений, чувств, эмоций. И именно во
всем том, что связано с чувственноэмоциональной стороной челове
ческой жизни, умение сохранять молчание в общении с окружающи
ми оказывается очень важным. Когда вас захлестывают волны чувств
и эмоций, благодаря этому отработанному до твердой привычки уме
нию молчать вы получаете время осмыслить происходящее, оценить
положение и, овладев собой, удержаться — если нужно — от словесно
го выражения испытываемых вами чувств. Скольких ссор удалось бы
избежать, если бы люди умели вести себя подобным образом; сколько
раз вы смогли бы — умей вы владеть собой должным образом — уберечь
себя от одного из тех нервных потрясений, которые так часто являются
всего лишь одним только следствием простой невоздержности на язык.
Чтобы не доводить дело до такой крайности, нужно постоянно сле
дить за своей речью и никогда не позволять своему языку быть слугой
вашей вспыльчивости, ярости, гнева. Ведь здесь дело не только в дур
ных последствиях обычно возникающей в таких случаях ссоры самой
по себе, а еще — и главным образом — в том, что ваш язык выступает
физическим источником распространения в окружающую атмосферу
пагубных вибраций; вибрации этого вида — звуковые вибрации —
обладают чрезвычайной заразительностью, так что, давая им возмож
ность физически проявиться, вы тем самым поддерживаете их сущест
вование в себе и в окружающих вас людях.
Из всех многочисленных видов празднословия самый нежелатель
ный — досужие разговоры о других людях.
Если на вас не лежит ответственность за других — это может быть,
например, уход, безопасность, обучение, руководство — вас ни в коей
мере не должно касаться то, что делают — или не делают — окружаю
щие, вам следует строжайшим образом воздерживаться от всяких
72 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
разговоров о других людях, от всяких суждений о них и об их делах,
от всякого повторения того, что одни люди могут думать или говорить
о других.
Может, однако, случиться так, что по роду своих занятий вы долж
ны представлять отчет о том, что происходит в находящемся в вашем
ведении подразделении, предприятии или в какомлибо ином общем
деле. В этом случае ваш отчет должен содержать только то, что отно
сится непосредственно к делу, и не касаться вопросов частной жизни
его участников. И, безусловно, он должен быть объективным. В нем
не должно быть места вашему личному отношению, вашей располо
женности, склонностям, предпочтениям, симпатиям и антипатиям.
Особенно же не давайте ходу мелочной злопамятности, ни при каких
условиях не позволяйте ей влиять на порученное вам дело.
В любых обстоятельствах следуйте общему правилу: чем меньше вы
говорите о других — даже если хвалите их — тем лучше. Ведь человеку
так трудно полностью разобраться даже в себе самом, как же он может
с уверенностью судить о том, что происходит с другими? Поэтому вам
следует строжайшим образом воздерживаться от вынесения окон
чательных приговоров в отношении кого бы то ни было, так как они
могут быть продиктованы одной только глупостью, а то и прямым зло
радством.
Звуковая вибрация, образующаяся при высказывании вслух какой
либо мысли, обладает значительной способностью подчинять даже са
мую плотную субстанцию материального мира влиянию этой мысли,
благодаря чему последняя получает конкретное и действенное вопло
щение. Вот почему вы никогда не должны дурно отзываться ни о лю
дях, ни о вещах; никогда не высказывайте вслух того, что может стать
в материальном мире противоречием, препятствием для продвижения
к воплощению Божественного в нашем мире. Вообще это должно быть
для вас безусловным правилом поведения. Хотя и оно допускает ис
ключения. Критика с вашей стороны допустима только в том случае,
если вы в достаточной степени и вполне осознанно обладаете необ
ходимыми способностями и силой воли, чтобы или полностью пре
кратить, или преобразовать течение событий. Эта сознательная спо
собность вместе с присутствием деятельной воли позволяет оказать
в мире Материи противодействие любой дурной вибрации, поддер
жать отказ подчиниться ей и в конце концов изменить ее таким обра
зом, чтобы навсегда лишить возможности физического проявления.
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 73
Действовать подобным образом, избегая при этом всякого риска
и опасности, может только тот, кто обретается сферах всеобщего зна
ния и чьи ментальные способности опираются на свет и силу духа
и истины. Такой человек — это подлинный сотрудник Божественного,
свободный от всякого пристрастия и привязанности, разрушивший
тесные узы своего эго, оставивший все личное ради единственной выс
шей цели и ставший безупречно совершенным проводником деятель
ности супраментального сознания в земном мире.
Другой областью проявления речевой деятельности человека явля
ется интеллектуальная область, ее составляют слова и выражения, пе
редающие наши идеи, суждения, плоды наших размышлений и умст
венных изысканий. Казалось бы, именно в этой области от людей
можно было бы ожидать наибольшего благоразумия, взвешенности и,
как следствие, меньшей строгости соответствующей аскетической
практики. Но не тутто было! Даже сюда, в область идей и знания,
человек сумел привнести насилие, нетерпимость, слепую страсть,
поскольку они являются непременными спутниками его убеждений,
принадлежности к тому или иному мировоззрению, умственных на
клонностей. Поэтому и в этой области аскеза является необходимой,
при всяком обмене мнениями нужно воздерживаться от тех споров,
которые чаще всего перерастают в злую перепалку и в которых в дей
ствительности почти всегда нет никакого толку, при сопоставлении
взглядов нужно уметь не доводить дело до тех жарких дискуссий, кото
рые порой оканчиваются настоящей ссорой и которые всегда являют
ся следствием умственной ограниченности, легко преодолеваемой при
соответствующем развитии и достижении определенного уровня умст
венного развития.
Сектантство, сектантство мысли, становится уже невозможным
для человека, который познает, что любая сформулированная мысль—
это только один из способов выразить то, что превосходит всякое сло
во. Любая мысль, любая идея несет в себе какуюто — большую или
меньшую — часть истины, отражает какойто из ее аспектов. Но нет
такой идеи, которая бы полностью вмещала в себе абсолютную истину.
Понимание того, что все в этом мире относительно, в значитель
ной степени помогает сохранять уравновешенность, спокойную сдер
жанность при высказывании своих мыслей. От одного оккультиста,
обладавшего определенным знанием и мудростью, я слышала утверж
дение: «В мире нет ничего такого, что было бы само по себе, в самой
74 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
своей сущности, дурно; просто все в нем не на месте. Поставьте каж
дую вещь на свое место — и вы получите гармоничную вселенную».
С точки же зрения действенности идеи, ее значение определяется
силой ее практического влияния на земную жизнь. Само собой разуме
ется, эта сила в значительной степени зависит от свойств индивида,
воспринимающего идею. Идея, обладающая огромной побудительной
силой для одного индивида, может вообще не иметь таковой для дру
гого. Но следует всегда иметь в виду, что идеи заразительны и часто
в очень высокой степени. Есть идеи, способные изменить мир
к лучшему. Они заслуживают обязательного выражения и воплощения,
поскольку они суть путеводные звезды на духовном небосклоне, на
правляющие земной мир к наивысшей точке его развития, его вопло
щенного бытия.
И, наконец, к последней области словотворческой деятельности
человека, которой мы здесь коснемся, относятся языковые средства,
используемые в целях обучения и образования. Содержимое этой язы
ковой сферы изменяется в очень широких пределах, в том числе возра
стных — от детского сада до университетского курса — или пред
метных, сюда же следует отнести также и произведения искусства и ли
тературы развлекательновоспитательного характера. Понятно, что
в этой области решающую роль играют достоинства того или иного
произведения, а это — тема слишком обширная для того, чтобы обсуж
дать ее непосредственно здесь. Нужно отметить, что в наше время про
является очень большой интерес к вопросам обучения и образования
и делаются похвальные усилия использовать новейшие достижения
науки для этих нужд. Тем не менее, и в этом отношении стремящийся
к истине индивид должен подчинять себя определенным правилам
аскезы.
Общепризнанно, что в практике обучения допустимо — и даже не
обходимо — позволять учащимся, причем не только детям, но даже
и взрослым, время от времени обращаться к таким средствам, которые
своим менее серьезным и в большей степени развлекательным, занима
тельным характером помогали бы им снизить напряжение от занятий,
дать себе передышку. С определенной точки зрения это, действительно,
позволительно, но допустимость подобных средств и методов сослужи
ла дурную службу — ею воспользовались в качестве оправдания для то
го, чтобы узаконить проникновение и присутствие в деле воспитания
и обучения такого рода вещей, единственное «достоинство» которых
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 75
состоит в том, что они представляют собой превосходную почву для
разгула всего вульгарного, темного и низкого в человеческой природе.
Самые грубые ее инстинкты, самый порочный вкус находят в этой
уступке прекрасный предлог, чтобы доказать и утвердить в этом деле
необходимость своего присутствия. Но оно вовсе не является обяза
тельным; можно снимать усталость, напряжение, не впадая в распу
щенность, можно дать себе отдых, не опускаясь до вульгарности,
отвлечь и развлечь себя приятным, приносящим облегчение время
провождением можно и не прибегая к средствам, привлекающим для
этого и вызывающим к жизни самые грубые свойства своей натуры.
С точки зрения аскетической практики сами эти восстанавливающие
силы состояния изменятся по своей природе, эти изменения можно
представить следующим образом: расслабление — внутренний покой
и безмолвие, отдых — духовное созерцание, комфорт чувств — бла
женство.
Желание рассеяться, развлечься, дать себе послабление в духовных
усилиях, полностью забыть на какоето время о главной цели своей
жизни, о смысле своего существования в этом мире, которое принято
считать совершенно естественным и удовлетворение которого призна
ется необходимым, должно рассматриваться только как слабость,
которой человек уступает изза того, что его стремлению к истине не
достает нужной силы, а воле — постоянства, изза своего неведения,
изза неразвитости сознания и, наконец, изза лени. Если вы не буде
те искать в себе оправданий всем этим отклонениям, вы очень скоро
убедитесь, что никакой необходимости в них нет, более того, придет
время, когда они начнут вызывать у вас отвращение, а затем станут
и вовсе неприемлемыми для вас. И тогда вся та продукция, объем
и производство которой составляет далеко не малую часть человечес
кой деятельности и которая только по видимости и по названию явля
ется развлекающей, на самом же деле — развращающей, опускающей
человеческую личность, уже больше не будет находить в вашем суще
стве внутренней поддержки, а значит, в дальнейшем не будет вызывать
у вас ни интереса, ни соучастия.
Не следует, однако, думать, что значение произносимых вами слов
определяется предметом, к которому они относятся. Можно пре
даваться пустословию по поводу высоких материй с тем же успехом,
что и по любому другому, более того, именно такое пустословие как
раз и относится к разряду самых опасных. Так, например, известно,
76 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
с какой страстью всякий неофит стремится поделиться со всяким
встречным и поперечным той малостью знаний, которую ему удалось
постичь. Но по мере своего продвижения по избранному пути он все
более и более убеждается, что в действительности он знает совсем
немного и что прежде, чем учить других, он сам должен быть твердо
уверен в своих познаниях а когда, наконец, к нему придет истинная
мудрость, он поймет, что для того, чтобы сказать несколько правиль
ных, полезных слов потребуются многие часы безмолвия и глубокого
внутреннего сосредоточения. Когда же дело касается совершенствова
ния внутренней жизни, духовных усилий, по отношению к речи долж
ны соблюдаться еще более строгие правила: например, нужно говорить
ровно столько, сколько необходимо — и ни слова более.
Другое широко известное правило состоит в том, что никогда не
следует рассказывать кому бы то ни было о своем духовном опыте, по
скольку в противном случае все полученные в духовном переживании
силы, отпущенные вам свыше для ускорения вашего духовного раз
вития, в таких разговорах уходят от вас как вода в песок. Здесь допус
кается только одно исключение — когда вы обращаетесь к своему гуру
за помощью в разъяснении или наставлении в связи с тем или иным
полученным опытом. И в самом деле, только с одним лишь учителем
можно без всяких опасных последствий говорить о таких вещах, так
как только он один сумеет с помощью своего знания использовать эле
менты полученного вами опыта так, чтобы они пошли вам во благо
и стали новыми ступеньками в вашем последующим духовном восхож
дении.
С другой стороны, то же самое правило молчания должно соблю
даться не только учеником, но и самим учителем. В Природе все нахо
дится в движении, и то, что не движется вперед, с неизбежностью от
катывается назад. Учитель должен духовно расти точно так же, как
и ученик, хотя, очевидно, и на другом уровне. Но и его совершенство
ванию не благоприятствуют словесные откровения собственного опы
та, поскольку при этом также пропадает большая часть содержавшей
ся в нем динамической силы. С другой стороны, объясняя свой опыт
ученикам, учитель в огромной степени содействует их проникновению
в сущность возглавляемого им духовного пути, а значит, и их продви
жению по этому пути. Здесь мудрость учителя должна подсказывать
ему, в каком отношении друг к другу должны выступать в тот или иной
период времени оба эти направления его работы и до какой степени он
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 77
должен жертвовать одним ради другого. Само собой разумеется, когда
он решает приоткрыть чтото из своей внутренней жизни другим, в его
словах и высказываниях не должно быть никакой похвальбы, тще
славия, ибо если он хотя бы на йоту допустит в себе нечто подобное,
он сразу же перестает быть гуру и превращается в обманщика и само
званца.
Ученику же я скажу так: «Что бы ни случилось, всегда будь верен
своему учителю, и он поможет тебе достичь той высоты, на которую ты
способен подняться. Но нет пределов достижениям того, кому выпадет
счастье иметь своим гуру само Божественное».
Вместе с тем, необходимо отметить, что и само Божественное
в своих воплощениях в земном мире в определенной мере подчиняет
ся общим для всех обитателей этого мира законам. Всякое физическое
существо, которое было принято Божественным для Своего матери
ального проявления, должно постоянно совершенствоваться, и закон
Его индивидуального воплощения оказывается определенным обра
зом связанным со всеобщим законом земного развития. Таким обра
зом, даже само божество, воплотившись в земном мире, не способно
явить здесь свое совершенство во всей его полноте до тех пор, пока
человечество не будет готово к постижению, усвоению и восприятию
этого совершенства. Такой день настанет тогда, когда все, что ныне
делается нами главным образом из чувства долга по отношению к Бо
жественному, мы начнем делать единственно из любви к Нему. Наше
движение к совершенству станет иным по своему характеру: прежде
всего это будет радость, а не усилие или — как это часто бывает —
упорная борьба. Или, говоря точнее, наше восхождение будет совер
шаться в радости, с полным, согласованным участием всего существа,
без внутреннего принуждения, вызванного необходимостью преодо
левать сопротивление эго, что неизбежно связано с тяжелыми усилия
ми, а порой и с тяжелыми страданиями.
Завершая эту часть статьи, хотела бы сказать следующее: если вы
хотите, чтобы ваше слово выражало истину и, таким образом, обрело
бы силу Слова, никогда не думайте вперед, не заботьтесь заранее, что
и как вам сказать, не старайтесь предугадать, что именно сказать было
бы хорошо, а что — плохо, чем, какими последствиями для вас обер
нутся ваши слова, и без малейших колебаний держитесь истинно
верной внутренней позиции: постоянно сохраняйте устремленность
к Высшей Мудрости, Высшему Всеведению, Высшему Сознанию.
78 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Тогда, если это ваше стремление понастоящему искренно, если оно
не служит лишь прикрытием ваших честолюбивых притязаний отли
читься в какомлибо деле и достичь успеха, если ваше стремление
к истине чисто, естественно, если им проникнуто все ваше существо,
тогда вам будет дано сказать — причем совсем простыми и нужными
словами — то, что нужно и сколько нужно, не больше и не меньше,
и слова ваши будут обладать созидательной силой.