О Сосредоточенности и концентрации

Итак, сегодня важная тема о Сосредоточенности и концентрации внимания ( сосредоточении). Концентрация внимания ( собирание нитей сознания на объекте внимания ) и сосредоточенность ( собранность сознания на объекте, здесь важна «глубина погружения» в объект ). В повседневной жизни различается внешняя сосредоточенность на физической деятельности и внутренняя сосредоточенность , например, на решении какой -либо умственной задачи . В духовной жизни мы стремимся в совершенстве объединить внешнюю активность , превратив ее в «молитву телом», и внутреннюю сосредоточенность , создав «молчание ума» с погружением в сердце для установления контакта с Истиной- Душой.

Сосредоточенность и медитация
Сосредоточенность Шри Ауробиндо называет правильной собранностью существа на энергиях души
Вместе с чисткой и как помощь для ее осуществле-ния нужна сосредоточенность. Чистота и сосредото-ченность суть два аспекта — женский и мужской, пас-сивный и активный, одного и того же статуса сущест-ва. Чистота есть условие, в котором сосредоточен-ность становится полной, правильной, эффективной, всесильной, а путем сосредоточенности чистота осу-ществляет свое действие полностью и без нее привела бы только к состоянию полного покоя и вечному от-дохновению. Эти противоположности тесно связаны, поскольку нечистота есть беспорядок Дхарм, распу-щенное, смешанное и взаимозапутанное действие раз-личных частей существа, а эта путаница происходит от отсутствия правильной сосредоточенности знания существа на своих энергиях в воплощенной душе.
Дефекты нашей натуры суть: во-первых, результат инертного подчинения импульсам и воздействию объ-ектов, как они воспринимаются нашим умом, в меша-нине, без порядка или контроля, и, во-вторых, случай-ной, несовершенной сосредоточенности на том или ином объекте согласно тому, какому из них случилось нас заинтересовать. И этой сосредоточенностью управляет прерывисто и нерегулярно с большей или меньшей результативностью не высшая душа, не су-дящий или различающий рассудок, но беспокойный, скачущий, непостоянный, легко устающий, легко от-влекаемый низший ум, который есть главный враг нашего развития. В таких условиях чистота, правиль-ное выполнение своих назначений различными частя-ми существа, ясный, незапятнанный и освещенный порядок в человеке невозможен. Разные функции, брошенные и предоставленные влиянию окружающего и внешнему воздействию, неизбежно вмешиваются в другие, препятствуют их работе, путают и отвлекают, извращают. В той же степени без чистоты полная, пригодная для работы и легко управляемая сосредото-ченность существа в правильной мысли, воле, чувст-ве, устойчивое состояние спиритуального пережива-ния не возможны. Поэтому они должны развиваться вместе, каждая помогая победе другой до тех пор, по-ка мы не достигнем той безграничной тишины, в ко-торой в человеческом существе может развиваться некий частичный образ вечной всесильной и всеведу-щей реальности.
Из “Синтеза Йоги”

Сосредоточенность в узком значении слова
Но на пути знания, как он применяется в Индии, сосредоточенность используется в специальном и бо-лее ограниченном смысле. Она означает удаление мысли ото всех отвлекающих деятельностей ума и концентрации его на мыслях об Едином, путем кото-рой душа восходит из феноменального мира, являю-щегося нам, в одну Реальность. Путем мысли мы рас-сеиваем себя в феноменальном, путем собирания на-зад мысли в нее самою мы должны втянуть себя назад в действительное.

Сосредоточенность — состояние собранности сознания сосредоточение — процесс собирания созна-ния
Сосредоточенность — это закрепленность сознания на одном объекте. Сосредоточение — ход и собирание, и концентрация сознания. Они могут быть рассмотре-ны в аспекте повседневной жизни и как йогическое состояние и как йогический процесс.
Сосредоточиться означает привлечь обратно все разбросанные нити вашего сознания в одну единст-венную точку, в одну единственную идею. Такая со-средоточенность может быть развита, подобно тому, как развивается мускулатура.
Сосредоточенность не есть только интеллектуаль-ная способность. Она может быть во всех видах дея-тельности существа, включая телесные виды деятель-ности. Сосредоточенность ваших нервов должна быть такова чтобы дать вам полную собранность на том, что выделаете, и путем усиления вашей сосредото-ченности вы преуспеете в получении непосредствен-ного ответа наружным побуждениям к действию.

— Иногда, когда смотришь неотрывно на точку, за-бываешь все в этот момент, и если случится шум, если будешь потревожен, то вздрагиваешь. Что это такое?
Сосредоточенность. Это и есть принцип сосредото-ченности.
Собрать вместе нити сознания, убрать пятна отвлечения внимания
Сосредоточенность состоит именно в передвиже-нии и убирании пятен в мозгу. Вы собираете вместе все элементы вашего интеллекта и фиксируете их на одной точке, а затем вы даже не пытаетесь активно найти ваш объект. Все, что вы делаете — это сосредо-точиваетесь таким образом, чтобы не видеть ничего другого, кроме этого объекта, но видеть не только его поверхность, а смотреть в его глубину, в то, что скры-вает этот объект, факт, проблема. Если вы можете со-брать вместе все ваши умственные энергии в точке, которая фиксирована на объекте и вы остановитесь там, закрепившись, как будто вы должны просверлить дыру в стене, решение придет внезапно.
Если есть вещь, которую нужно понять, вы должны устремиться на нее. Вы смотрите, смотрите, вы стано-витесь затянутым тем, на что вы смотрите. Ничего кроме не существует, ничего, кроме этого тянущего, и затем совсем внезапно вы переходите на другую сто-рону, входите в новое сознание, и вы знаете это.
Усилием сосредоточения перейти границу осознанного и вступить в новую зону сознания
У вас проблема, вы не знаете ее решения. Вы объ-ективизируете вашу проблему в уме, представляете ее определенно, точно, сжато в словах, и затем вы делае-те усилие собраться, сосредоточиваетесь до тех пор, пока ничто более «не существует, ничего, кроме фор-мулировки проблемы. Вы должны доставить ваши ум-ственные силы в эту точку в такой интенсивности, как будто приходится пронзаться через слова и достигнуть того, что за этим. Это правда, что совершенно внезап-но у вас возникает чувство, что как бы что-то откры-вается и вы уже на другой стороне, вы открыли дверь вашего сознания и вы мгновенно имеете решение… И это точно так же для всего, что бы вы ни делали.

— Можно ли отличить момент, когда достигаешь со-вершенной сосредоточенности, и момент, когда, на-чиная от этой сосредоточенности, открываешь дверь в новую зону сознания?
Да, вы сосредоточиваетесь на чем-то или просто собираете себя, насколько это возможно для вас, и за-тем добиваетесь своего рода совершенства в сосредо-точенности. Если вы можете поддержать эту совер-шенную сосредоточенность достаточно долгое время, тогда дверь открывается, и вы проходите за ограниче-ния вашего обычного сознания: вы входите в более глубокое и высокое знание, или вы идете внутрь. За-тем вы можете почувствовать какой-то ослепительный свет, внутреннее чудо, блаженство, полное знание, полную тишину. Есть много возможных переживаний, но феномен всегда тот же самый. Получение этих пе-реживаний зависит от вашей способности поддержи-вать достаточно долго вашу сосредоточенность на ее высшей точке совершенства.
Путем поглощенной сосредоточенности достигается идентификация сознания с объектом сосредоточения
Ничто не может противостоять силе сосредоточен-ности. Действительно, очень удобно взять точку: че-ловек смотрит на точку неотрывно и так устойчиво, что в определенный момент становится этой точкой. Человек уже не кто-то смотрящий на точку. Он — эта точка. Это момент отождествления, полной погло-щенности сознания этой точкой.

— Может человек достигнуть Всевышнего таким пу-тем?
Единственный путь знать Всевышнее — это иден-тифицировать себя со Всевышним. Поэтому однажды, если вы овладели процессом идентификации, вы мо-жете отождествить себя с Ним. Но пока вы не умеете идентифицировать себя, всегда найдется тысяча и од-на вещь, которые будут пресекать ваше внимание, та-щить вас то туда, то сюда, рассеивать ваше сознание и вы будете не в состоянии отождествиться с Ним.
Объект сосредоточенности
Эта сила, если она достаточно тренирована, доста-точно единодушна, достаточно искренна, уверена в себе, полна этой веры, может достигнуть любой цели, какой бы ни было… Путем сосредоточенности всего нашего существа на одном статусе мы можем стать всем, что бы мы ни выбрали. Мы можем стать, на-пример, если мы были до этого массой из злости и страхов, массой из силы и смелости, или всеобщей душой Любви, но мы должны использовать эту силу, чтобы стать даже не этими вещами, как бы они ни были высоки в сравнении с тем, что мы есть сейчас, но чтобы стать тем, что надо всем и свободно ото вся-кого действия и атрибутов, чистым и абсолютным Бы-тием. Все кроме, все другие объекты сосредоточенно-сти могут быть возможны только для приготовления, для постепенной тренировки, как предшествующие шаги распущенной и саморасточающей мысли и воли существа к их великому и единственному в своем роде объекту.
Из “Синтеза Йоги”
В процессе сосредоточенности сосредоточение достигает различных стадий
Классическая последовательность стадий сосредо-точенности дана в Раджа-Йоге Патанджали, где четы-ре завершающих круга Йоги идут в следующем поряд-ке:
Пратьяхара состоит в удалении чувств от внешних объектов и сохранении их под контролем ума. Под этим контролем чувствами руководят не природные предметы, а сам ум. Поэтому в таком состоянии сам ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающих через глаза и уши, но подчиняет эти чувства себе и заставляет их видеть и слышать свои собственные объекты.
Дхарана — внимание, состоит в собирании и закреп-лении ума на желаемом объекте.
Дхиана — это спокойное и непрерывное размышле-ние, равномерное течение мысли около и вокруг объ-екта внимания, мысленное созерцание объекта без ка-кого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, но в состоянии созерцания акт и объект мысли оста-ются различными и самостоятельными состояниями сознания.
Самадхи — поглощение ума объектом созерцания, конечная ступень в практике сосредоточения. В ней ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет представления о себе самом. В этом состоянии акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя.
Как увеличить сосредоточенность и волю? Они так нужны для совершения всего.
Через регулярное, настойчивое, упорное, неослабе-вающее упражнение — упражнение в сосредоточенно-сти и воле. Можно учиться усиливать свою сосредото-ченность в процессе работы, пользуясь предметом ва-шего труда, как точкой приложения сосредоточенно-сти. Есть также специальный йогический прием тре-нировать ее — сесть и заняться только этим вне другой деятельности. Интегральная Йога использует оба ме-тода.
Если у вас много работы, вы должны научиться, как сосредоточиваться много, все более и более. Когда вы делаете это, думайте только об этом, фокусируете всю вашу энергию на том, что делаете. Вы выиграете по крайней мере половину времени.
Во всякой работе увеличивайте силу вашей со-средоточенности.
В специальной тренировке сосредоточенности надо сесть тихо, сделать усилие собрать себя, направить внимание, т. е. острие сознания на ваш объект и со-хранением усилия держать острие сознания на точке сосредоточенности.
Лучше делать глубокую сосредоточенность, когда вы одни и спокойны. Условия должны быть такими, в которых наружные звуки не тревожили бы вас.

Вторая часть о «СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ»
.Медитация и созерцание
Слово медитация образовано от английского глаго-ла meditate — созерцать, размышлять. Им обозначают и стадию сосредоточения Дхиану, и определенный при-ем йогической работы. В дальнейшем изложении, чтобы исключить путаницу слов, стадия сосредоточе-ния будет названа созерцанием, а прием работы, ис-пользующий определенную стадию сосредоточении — медитацией. Итак, медитация — это способ йогической работы, главное средство которого — сесть тихо и углу-биться в выбранную точку. При этом стадия сосредо-точения может быть разной. Это не только Дхиана — созерцание, но и предварительные стадии, которых практически больше, чем в раджайогической класси-фикации. Чтобы точно обозначить самою Дхиану, приведем определение Шанкары: “Созерцание при-ближается к объекту поклонения путем мысленного видения его и пребывания долгое время прочно, ус-тойчиво и неуклонно только на идее этого объекта в непрерывном, как струя масла, течении мысли.”
Переходное состояние к дхиане
Это не называется созерцанием. Это самостоятель-ная отдельная стадия сознания. Пока сознание дейст-вительно не углубилось и поверхностные мысли при-касаются, проходят сквозь и уходят, — это едва ли можно назвать Дхианой. Я не вижу, как внутреннее существо может быть поглощено, пока все мысли и фантазии бродят без цели в поверхностном сознании. Нужно оставаться отделенным от них и смотреть на проходящие мысли и образы, не впадая в волнение, но это не погружение и не поглощение созерцанием.
— Какова разница между созерцанием и со-средоточенностью?
Созерцание — это чисто умственная деятельность, она занимает только умственное существо. Человек может сосредоточиться при созерцании, но это умст-венная сосредоточенность. Человек может добиться тишины, но это чисто умственная тишина, а другие части существа держат в неподвижности и бездейст-вии, чтобы они не потревожили созерцания. Только ум занят, остальное в существе — виталическое, физиче-ское — держат под прессом. В созерцании ничего непо-средственно не делается для других составных частей существа.
Сосредоточенность — более активное состояние. Вы можете сосредоточиться умственно, виталически, пси-хически и вы можете сосредоточиться в целом. Сосре-доточенность, или способность собрать себя в одной точке — это труднее, чем умственное созерцание. Вы можете собрать вместе одну часть вашего существа или сознания, вы можете собрать все ваше сознание или его фрагменты, т. е. сосредоточенность может быть частичной, общей или всецелой, и в каждом слу-чае результат будет различным.
Если у вас есть способность сосредоточиваться, ваша медитация будет более интересной и легкой, но предаваться созерцанию можно и без сосредоточенно-сти. Многие следуют цепочке идей в своей медита-ции. Это размышление, не сосредоточение.
Виды медитации
Есть различные виды медитации. Вы можете взять идею и проследить ее до получения определенного результата, — это активная медитация. Люди, которые разрешают проблему или пытаются писать, медити-руют, не зная того, что медитируют. Другие садятся и пытаются сосредоточиться на чем-то без следования мысли, просто сосредоточиться на точке для того, чтобы укрепить силу сосредоточенности, и затем, если они преуспевают достаточно в собирании своей спо-собности к сосредоточенности на точке — умственной, виталической или физической, затем в определенный момент они проходят через барьер своего сознания и вступают в другое сознание. Иные пытаются вывести из головы все движения, мысли, рефлексы и достиг-нуть подлинно безмолвного спокойствия. Это чрезвы-чайно трудно.
Есть и такой вид медитации. Он состоит в том, что-бы быть настолько спокойным, насколько только воз-можно для вас, но не пытаться остановить все мысли, поскольку есть мысли чисто механические, и если вы стараетесь остановить и такие, вам понадобятся на это годы. Вместо этого вы собираете все ваше сознание и, оставаясь спокойным и полным мира насколько вам это возможно, вы отделяете себя от внешних явлений так, как будто они не интересуют вас совсем, и вне-запно вы зажигаете пламя стремление и бросаете в него все, что подходит к вам, чтобы пламя поднима-лось все выше и выше. Вы отождествляете себя с ним и поднимаетесь к крайней точке вашего сознания и стремления, ни о чем более не думая, только стремле-ние, которое поднимается, не думая ни минуты о ре-зультате, о том что произойдет или не произойдет, не имея желания чего-то могущего случиться, и надо всем только радость стремления, которое возвышает-ся, усиливая себя более и более в постоянной сосредо-точенности. Это максимум ваших возможностей, ко-торый реализуется, когда вы делаете это.

— Часто после долгой медитации, напрягаясь, чтобы медитировать. я чувствую огромную усталость и хочу отдохнуть Почему это так, и как почувствовать себя иначе?
Пока вы продолжаете напрягаться, это не медита-ция, и не много пользы продолжать это состояние. Чтобы достигнуть умственной тишины, нужно нау-читься расслабляться, позволить себе плыть на волнах вселенской силы, как щепка по воде, без движения, но расслабленным. Напряжение никогда не спокойно.
Напряжение и сосредоточенность не одно и то же. Напряжение заключает в себе сверхрвение и неистов-ство в усилии, в то время как сосредоточенность в сво-ей натуре спокойна, ровна и устойчива. Если есть бес-покойность и сверхрвение, тогда это не сосредоточен-ность.
Когда все в вас озабочено попыткой быть спокой-ным, уйти за видимость, призвать отвечающую силу, ожидать ответа вашему вопросу, все это исчезает как нереальный туман.

— Что Шри Ауробиндо подразумевает под динами-ческой медитацией?
Это медитация, в которой есть сила преобразовать ваше существо, которая заставляет вас развиваться, в противоположность статической медитации, которая неподвижна и сравнительно инертна, и которая ничего не изменяет ни в вашем сознании, ни в вашем способе существования. Обычно у людей не бывает динамиче-ской медитации. Когда они входят в созерцание, или, по крайней мере, в то, что они так называют, они вхо-дят в своего рода неподвижность, в которой ничего не движется, и они выходят из этого точно такими же, как и вошли, без какого-либо изменения в их существе или их сознании. Но они могут так медитировать це-лые вечности, это ничего в них не изменит.

— Что должно быть сделано, чтобы иметь динами-ческую медитацию? Это другой способ?
Способ сидения для медитации? Это устремление должно быть другим, отношение должно быть другим, внутренний путь. Но для каждого это различно. Я по-лагаю, что наиболее важная вещь — знать, почему вы медитируете. Это то, что дает качество медитации, определяет, что она принадлежит одному или другому порядку. Вы можете медитировать для любых целей. Вы можете медитировать, чтобы открыть себя Все-вышней силе, вы можете медитировать для того, что-бы отвергнуть обычное сознание, вы можете медити-ровать для того, чтобы войти в глубины своего суще-ства, чтобы научиться отдавать себя, чтобы войти в мир и тишину. Можно медитировать, чтобы получить силу для преобразования, чтобы обнаружить точки, требующие преобразования, чтобы следовать своей линии развития, для разных практических целей, ко-гда у вас затруднения. Но если вы хотите, чтобы ме-дитация была динамической, у вас должно быть стремление к развитию, и медитация должна быть проделываема для того, чтобы помочь этому устрем-лению и осуществить его. Тогда медитация становит-ся динамической.

— Мать, Вы сказали, что каждая медитация должна быть обнаружением, поскольку в каждой медитации происходит что-то новое Осознает ли человек после медитации, что произошло?
Это как раз то, что я говорю: будьте внимательны и осознавайте. Если человек очень внимателен, он ста-новится сознающим. Нужно быть очень сосредото-ченным и очень внимательным, затем станешь соз-нающим.
Продолжительность медитации

— Если в интегральной Йоге Шри Ауробиндо работа занимает место капитальной важности, какова в таком случае роль медитации?
Работа не длится 24 часа в сутки. Есть место для многих других деятельностей, которые имеют свой смысл существования в интегральной Йоге.
Если люди хотят медитировать, они организуют свое время для этого.

— У меня едва ли есть какое-то время для медита-ции.
Для получасовой медитации в день следовало бы найти возможность. И это достаточно, если только ввести в сознание привычку сосредоточенности, кото-рая поможет сначала быть менее снаружи в работе, и затем развивать восприимчивое стремление, которое может собирать свои плоды даже в работе.

— Я сижу в медитации и молю пылко и ревностно, мое стремление интенсивно, моя молитва полна пре-данности, и затем через некоторое время, более или менее продолжительное, стремление становится меха-ническим, а молитва — просто словесной. Что нужно делать?
Это случай абсолютно общий. Люди, которые по-зволяют себе медитировать часами каждый день и проводить целый день в молитвах, на три четверти делают это механически и теряют всякую искрен-ность, поскольку человеческая натура не способна на это и человеческий ум не построен таким образом. Чтобы сосредоточиться и медитировать вы должны, во-первых, сделать упражнение, которое можно на-звать “умственное мускульное построение сосредото-ченности”. Действительно, вы должны сделать уси-лие, как вы делаете какое-либо мускульное усилие, чтобы поднять тяжесть, если вы хотите, чтобы ваша сосредоточенность была искренней, а не искусствен-ной.
Кто привык сосредоточиваться, тот может быть в сосредоточении более длительное время, чем тот, у кого нет такой привычки. Но для каждого приходит время, когда нужно позволить уменьшить напряжение для того, чтобы начать снова. Если движение стало механическим, немедленно или через несколько ми-нут или часов, это значит, что вы ослабли и для вас нет необходимости делать вид, что вы медитируете. Тогда лучше делать что-то полезное.
Если вы не можете противосбалансировать усилие умственного напряжения, вам лучше читать или на-блюдать, что с вами происходит, вы можете выражать себя. Это производит необходимое расслабление.
Продолжительность медитации имеет только отно-сительное значение, ее продолжительность дает толь-ко меру вашей привычке к этой деятельности. Конеч-но, она может увеличиваться, но всегда есть пределы, где вы должны остановиться. Это не неискренность, это неспособность. Она становится неискренней, ко-гда вы делаете вид, что медитируете, не находясь в этом состоянии, или совершаете молитву, как урок.
То же самое с потребностью в молитве: вспыхивает пламя, у вас восторженный толчок, великий пыл и вы выражаете это в словах, которые должны быть само-произвольными, если они искренни. Это должно исхо-дить пожаром прямо из сердца, не проходя через голо-ву. Если это просто слова, что теснятся в голове, это уже более не молитва. И нет нужды продолжать, если жар угас.
Когда вы можете медитировать, оставайтесь спо-койным и призывайте Материнский Мир и Силу.

— Всем ли нужна медитация?
Как это медитация необходима для всех, если неко-торых не просят ее делать? Длинная медитация для тех, кто может много медитировать. И если длинная медитация хороша, из этого не следует, что не нужно ничего делать кроме нее.
Одной медитации не достаточно для развития
Я не уверена, что путем одной медитации вы смо-жете преобразовать себя. Я абсолютно убеждена в противоположном. Если делая то, что вы должны де-лать — что бы это ни было, какова бы ни была ваша работа — если вы делаете это, и пока вы это делаете, вы стараетесь не забывать Всевышнее, предлагать Ему то, что вы делаете, пытаетесь отдать себя Ему только так, чтобы он смог изменить все ваши реакции, делая их чем то ясным, щедрым, вместо того, чтобы быть самолюбивым, мелочным, глупым, несведущим, тогда этим путем вы осуществите продвижение вперед в общем развитии.

— Следовательно, медитация не имеет пользы?
Нет, по мере необходимости она будет приходить спонтанно. Внезапно вы будете схвачены чем-то, что делает вас тихим, неподвижным, заставит вас сосре-доточиться на проникновении в идею или на обзоре психологического состояния. Это захватывает вас, вы не должны сопротивляться. В такие моменты вы мо-жете увидеть, понять что-то, а через минуту вы начне-те снова вашу работу с чем-то добытым, но без всякой претензии.
Спонтанная медитация — результат постепенного развития
Хорошо, что медитация наступает у вас сама собой. Это означает, что йогическая Сила начинает напол-нять собой вашу садхану.
Быть всегда сосредоточенным на созерцании Все-вышнего
Не впадайте в очень распространенную ошибку — поверить, что вы должны сидеть в абсолютно тихом углу, где никто не проходит мимо, где вы в классиче-ской позе полностью неподвижны так, чтобы вы мог-ли медитировать. Это неправильно. То, что нужно — быть способным — быть способным медитировать во всех обстоятельствах, и я бы сказала не медитировать, не опорожнять вашу голову, но сосредоточивать себя в созерцании Всевышнего, и если вы сохраняете это со-зерцание внутри вас, все, что вы делаете, изменит свое качество, не видимость, поскольку по видимости все будет таким же, но изменит свое качество, и жизнь изменит свое качество, и вы почувствуете что-то другое по сравнению с тем, чем вы были, почувст-вуете мир, уверенность, внутреннюю тишину, неиз-менную силу, что-то, что всегда непоколебимо. В этом состоянии будет трудно причинить вам вред. Даже если произойдут с вами случайности, это не повредит вам. Естественно, это вершина, но такая, к которой можно стремиться.

— Не является ли сосредоточенность и созерцание, о которых вы говорите, противоположностью внешней активности?
Нет, и если есть противоположность, то потому, что сосредоточенность не сделана должным путем. В самом деле, мир находится в таком состоянии лжи и заблуждения, что нельзя сосредоточится внутри себя на Всевышнем присутствии, не теряя контакта с на-ружным существом. Я не говорю, что это очень легко, но это совершенно возможно, и это делалось, я могу вас заверить”
На продвинутых стадиях развития не требуется усилия для сосредоточенности
Несколько часов, проведенных в медитации, не яв-ляются показателем спиритуального прогресса. Когда вам не нужно делать усилие, чтобы медитировать, то-гда вы действительно сделали прогресс. Вместо на-пряжения, вместо огромного усилия привести в тиши-ну внутреннюю машину, дать себе возможность со-средоточить ваши мысли на том, что вы хотите, вы делаете это совершенно просто, естественно, без уси-лия, автоматически, и когда вы решаете медитировать по какой-либо причине, то все, что вы хотите увидеть, или узнать, или понять, остается в вашем сознании, а остальное исчезает, как по волшебству, все в вас спо-койно, все ваше существо впадает в тишину, ваши нервы также успокоены, умиротворены, ваше созна-ние полностью сосредоточено, естественно, самопро-извольно, и вы входите с еще более сильным востор-гом во все более интенсивное созерцание. Это знак того, что вы достигли прогресса.
Итак, процесс сосредоточения в Раджа-Йоге — это собирание ума в медитации на одном объекте, в Джнана-Йоге — это усилие мысленного видения Идеи объекта.
Шри Ауробиндо называет еще третий процесс со-средоточения.
Третий процесс — не концентрация в сильной меди-тации на одном предмете, не в усиленном видении одного объекта, но в первоначальном успокоении ума. Это может быть сделано всецело различными спосо-бами… И когда этот тайный мир развуалирован, вели-кая тишина устанавливается в существе, и с этим туда обычно приходит восприятие и переживание все-охватывающего и все-наполняющего молчащего Брах-мана. На основе этой тишины все может быть по-строено в знании и переживании уже не внешнего фе-номена явления, но более глубокой правды Божест-венного Проявления.
Обычно, если однажды это состояние получено, сильная сосредоточенность будет найдена более не-нужной. Свободная сосредоточенность воли, исполь-зующей мысль просто для предложения и давания све-та низшим членам, займет ее место. Эта воля затем настойчиво утверждается на физическом плане, в ви-талическом существовании, сердечном и умственном переформировании себя в формы Всевышнего, кото-рые открываются из молчащего Брахмана. Более или менее постепенно, согласно предыдущим приготовле-ниям и очищению своих членов, они будут заставлены с большей или меньшей борьбой повиноваться закону воли и ее мысли-внушению так, что знание Всевыш-него завладевает нашим сознанием на всех его планах, и образ Всевышнего будет сформирован в нашем че-ловеческом существ