О физическом воспитании

Из всех областей человеческого сознания его физическая часть, то есть физическая субстанция, материя, организованная в форму тела, в наибольшей степени подчиняется изменению и управлению с помощью метода, распорядка, дисциплины, различных приемов и правил. Недостаток пластичности и восприимчивости физического существа, свойственный вообще материи, должен восполняться тщательной организацией его жизнедеятельности, одновременно  подробнейшим  образом  разработанной  и  наряду c этим всеобъемлющей. Добиваясь такой организации, не следует забывать о взаимной зависимости и взаимной проницаемости различных планов сознания человеческого существа.

Так, например, физическое выражение любого ментального или витального импульса всегда принимает некую вполне определенную последовательность движений. Вот почему физическое воспитание, воспитание нашего организма, если мы хотим, чтобы оно принесло плоды, должно быть строгим и всесторонним, отличаться предусмотрительностью и методичностью. В конечном счете физическое воспитание находит свое выражение, закрепляется в привычках, мы можем назвать наше физическое существо — тело — существом привычек. Естественно, для правильного физического развития необходимо внимательно следить за своим физическим состоянием и управлять своими привычками, которые, с одной стороны, должны подчиняться порядку и правилам, а с другой — обладать известной подвижностью и пластичностью, чтобы у вас была возможность приспосабливать их к меняющимся внешним условиям и потребностям роста и развития вашего существа.

Физическое воспитание должно начинаться с момента появления человека на свет и продолжаться до конца жизни. Никогда не рано начать его и никогда не поздно продолжить.

Физическое воспитание должно осуществляться в трех основных направлениях:

  • контроль за состоянием организма и подчинение его жизнедеятельности правильной дисциплине;
  • всестороннее, методичное и гармоничное развитие всех частей организма и его двигательной активности;
  • исправление возможных дефектов и отклонений в физическом состоянии организма.

Можно сказать, что с самого первого дня после появления ребенка на свет должна осуществляться первая часть этой программы во всем, что касается питания, сна, удаления из организма ненужных веществ так далее. Если еще с пеленок привить ребенку правильные привычки, то это на всю жизнь избавит его от многих неприятностей и не удобств; кроме того, это намного облегчит задачу тем, кто будет ухаживать за ним в первые годы его жизни.

Конечно же, чтобы такое воспитание было разумным, просвещенным и плодотворным, оно должно основываться на определенном минимуме знаний о человеческом организме, его строении и функционировании. По мере взросления нужно постепенно приучать ребенка следить за работой своих внутренних органов, чтобы он мог все лучше лучше управлять их деятельностью и поддерживать ее в естествен ном гармоничном состоянии. Что касается осанки, характерных поз тела, двигательной активности, то в этом отношении дурные привычки усваиваются ребенком очень рано и очень быстро, что может послужить причиной неблагоприятных последствий, которые будут сказываться на протяжении всей жизни человека. Родители, которые действительно серьезно подходят к вопросам физического воспитания стремятся создать наилучшие условия для нормального развития ребенка, смогут легко найти нужные советы и рекомендации. Этот предмет подвергается все более и более тщательному изучению, уже вышло и продолжает выходить множество книг и пособий, которые содержат все необходимые сведения и могут служить руководством в деле физического воспитания.

У меня нет возможности входить во все подробности практики физического воспитания, здесь каждая конкретная проблема отличается своеобразием и решение будет своим, индивидуальным в каждом конкретном случае. К настоящему времени вопрос о питании изучен широко и подробно; режим и состав питания, способствующего правильному росту и развитию ребенка, в целом известен, и соответствующие знания могут принести очень большую пользу в этом отношении. Однако крайне важно помнить, что здоровый, ничем не поврежденный организм обладает инстинктом гораздо более верным, чем любая теория. Сообразно этому, если вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка происходило естественным путем, вы не должны заставлять его принимать в пищу то, что ему неприятно, поскольку чаще всего в таких случаях сам организм руководствуется присущим ему инстинктом, который безошибочно подсказывает ему, что для него является вредным — если, конечно, мы не имеем дела с особо капризным ребенком.

Это свойство организма — если он находится в нормальном состоянии, то есть в состоянии, не нарушаемом вмешательством ментальных установлений и построений или влечений и побуждений витального существа, — свойство отлично разбираться, что для него полезно необходимо, а что вредно и не нужно, распространяется не только на пищу, но и на все остальные его потребности, но для того, чтобы это свойство нашло надлежащее применение на практике, нужно умелым внимательным воспитанием научить организм отличать свои желания от своих действительных потребностей.

Необходимо привить ребенку вкус к пище простой и здоровой, питательной и возбуждающей аппетит, но в то же время лишенной всяких замысловатостей и затей. В его повседневном рационе не должно быть пищи, которая просто набивает, отягощает желудок и только; и самое главное, ребенка нужно приучить принимать пищу лишь в том количестве, какое ему подсказывает чувство голода, не больше и не меньше, прием пищи не должен служить поводом для удовлетворения чревоугодия и обжорства. С самого раннего детства человек должен знать, что есть нужно для того, чтобы сообщить силу и здоровье своему организму, но отнюдь не для того, чтобы доставить себе наслаждение вкусовыми ощущениями. Пища ребенка должна подбираться в соответствии с его характером, приготовляться в соответствии с требованиями гигиены и чистоты, она должна быть приятной на вкус и в то же время совершенно простой. Состав пищи и ее количество должны определяться возрастом ребенка и его обычной активностью. Она должна содержать все элементы — как с точки зрения химической, так и энергетической, необходимые для развития и сбалансированного роста каждой части организма.

Коль скоро, как уже было указано, пища дается ребенку исключительно для поддержания его здоровья и сообщения потребной ему энергии, она не должна ни в коем случае — этому нужно уделить особое внимание — служить средством принуждения или наказания. Весьма распространенный «педагогический» прием: «Сегодня ты был плохим мальчиком, поэтому останешься без сладкого» — и тому подобное крайне пагубно сказывается на развитии ребенка. Дело в том, что таким образом вы создаете у него представление, что пища дается ему в основном для удовлетворения его желаний, а не в силу необходимости, то есть для необходимой поддержки организма в должном состоянии.

Еще одно качество должно быть с самого раннего возраста привито ребенку — любовь к чистоте и привычка соблюдать правила гигиены. Но добиваясь от ребенка чистоплотности и соблюдения гигиенических норм, нужно вместе с тем принимать все меры, чтобы у него не возникало страха перед опасностью заболеть. Страх — наихудшее средство воспитания и самое верное средство навлечь на себя именно то, чего человек боится. Отсюда вывод: нет страха перед заболеванием — нет и предрасположенности к нему. Существует широко распространенное мнение, что особо выдающиеся умы помещаются, как правило, хилом теле. Но это мнение столь же обманчиво, сколь и мало обоснованно. Возможно, в истории и были времена господства такого болезненно романтического вкуса, который приписывал какое то особое, высокое значение физически расстроенному состоянию индивида, но, к счастью, подобного рода поверия сошли на нет. В наше время уже по достоинству ценится гармонично сложенное, крепкое, с хорошо развитыми мышцами, здоровое тело, уравновешенный во всех отношениях физический организм. В любом случае нужно воспитывать в ребенке уважение к здоровью, у него должен вызывать восхищение здоровый организм человека, способный противостоять любой болезни. Довольно часто ребенок притворяется больным, чтобы уклониться от выполнения каких либо скучных для себя обязанностей, какого либо неинтересного дела или же просто чтобы разжалобить родительские сердца и добиться исполнения какой либо своей прихоти. Нужно как можно раньше добиться от него полного понимания того, что такое поведение не имеет смысла и нет причин рассчитывать, что больным он представляет собой более важную персону и в большей степени рас считывать на всеобщее внимание, чем оставаясь здоровым. Слабые — в том числе и в физическом отношении — люди склонны считать, что слабость придает им больший вес в глазах окружающих, они пытаются играть на этом, используя свою слабость или даже болезнь как средство вызвать к себе внимание и сочувствие со стороны окружающих. Ни в коем случае не следует поощрять в ребенке такого рода вредные наклонности. Нужно внушить ребенку, что болеть — это признак слабости и имеющихся у него недостатков, а отнюдь не силы, эдакого жертвенного героизма и поэтому превосходства над окружающими.

Как только у ребенка появляется способность двигать конечностями, следует каждый день посвящать определенное время развитию всех частей его тела. Двадцати тридцати минут ежедневной, методичной и регулярной тренировки, лучше сразу после сна, достаточно, что бы обеспечить нормальную работу и равномерный рост его мышечной системы, при этом особое внимание следует уделять разработке подвижности суставов и позвоночника, чтобы не допустить анкилоза (неподвижности), недостатка, возникающего значительно чаще, чем принято думать.

В общей программе детского воспитания важное место должны занимать занятия спортом и игры на свежем воздухе, которые для пользы здоровья играют большую роль, чем все лекарства вместе взятые. Один час движения на воздухе укрепляет ослабленный организм и, более того, способствует излечению, например анемии, лучше, чем целый арсенал стимуляторов. Мой совет — употреблять лекарства только в самом крайнем случае, когда этого избежать совершенно не возможно, причем это «совершенно невозможно» должно выполняться очень строго. В программе физического воспитания своего ребенка вы, разумеется, можете использовать уже известные системы и методики, разработанные человечеством для развития физических способностей, но поскольку все они неизбежно носят общий характер, то, остановив свой выбор на какой либо из них, необходимо скорректировать ее так, чтобы она наилучшим образом отвечала индивидуальным особенностям вашего ребенка, для этой цели лучше всего посоветоваться с авторитетным специалистом или же обратиться за помощью многочисленным уже изданным и продолжающим издаваться руководствам по этому вопросу.

Но каковы бы ни были ежедневные затраты физической энергии ребенка в рамках избранной вами программы его физического воспитания, в ней обязательно должно быть предусмотрено необходимое и достаточное время для сна. Очевидно, с возрастом время, потребное для сна, будет меняться. В грудном возрасте, например, ребенок дол жен спать дольше, чем бодрствовать. Затем, по мере того как ребенок растет, время, отведенное сну, уменьшается. Но до достижения зрелого возраста оно не должно быть меньше восьми часов в сутки, причем помещение для сна должно быть хорошо проветрено и по возможности защищено от шума. Ни в коем случае нельзя допускать задержек отходом ко сну до более позднего, чем следует, срока. Дело в том, что время до полуночи — это наилучшее время для отдыха нервной системы. Более того, отдых и расслабление необходимы также и в период бодрствования, если вы хотите поддерживать его нервную систему в уравновешенном состоянии. Умение расслабить мышечную и нервную систему — это искусство, которому нужно обучить ребенка в самом раннем возрасте. Многие из родителей, вопреки этой необходимости отдыха, заставляют детей постоянно двигаться. По их мнению, если ребенок находится в покое, значит, он болен. У некоторых родителей вообще существует дурная привычка заставлять детей работать по дому в то время, которое могло бы быть отдано их отдыху. Нет ни чего вреднее такого «педагогического» приема для еще не окрепшей, еще только начинающей формироваться нервной системы, которая не в состоянии выдержать напряжения, потому что от ее юного обладателя требуется слишком продолжительное усилие или потому что он занят каким либо делом по принуждению, а не по своему собственному выбору. С риском выступить против многих расхожих представлений, задеть чьи либо убеждения, которые на самом деле являются предубеждениями, я берусь утверждать, что родители не вправе превращать ребенка в своего слугу — как будто в этом и состоит его прямой долг. Было бы правильнее и естественнее прямо противоположное положение вещей: в роли слуг, если угодно, должны выступать скорее родители, по крайней мере, они должны с великим усердием ухаживать за своим ребенком, заботиться о нем. Только в том случае, если ребенок сам захочет помочь семье каким либо делом, которое будет для него, скорее, игрой, чем обязанностью, допустимо его участие в домашних делах. Но и в этом случае нужно внимательно следить за тем, чтобы это происходило не за счет времени отдыха, необходимого для нормальной жизнедеятельности его организма.

 

Уже было сказано, что с раннего детства ребенку следует прививать уважение к хорошему здоровью, физической силе, уравновешенности организма. Но не менее важно, чтобы он понимал и огромное значение физической красоты, равно как и вообще прекрасного в мире. У ребенка должно быть стремление стать во всех отношениях красивым чело веком, но не ради того, чтобы понравиться окружающим, вызвать их восхищение, а из любви к самой красоте. Каждому человеческому существу по силам добиться гармонии между всеми частями его организма, а также гармонии всевозможных движений тела. С помощью разумной системы физического воспитания, последовательно применяемой с самого начала его появления на свет, любой физический организм может быть приведен в состояние, которое является совершенным воплощением собственно только ему одному присущей гармонии, и таким образом стать орудием, пригодным для воплощения истинно прекрасного во всей своей жизнедеятельности. Когда мы будем говорить о других аспектах общего воспитания человеческого существа, мы увидим, каковы должны быть те внутренние свойства, которых необходимо достичь индивиду, чтобы упомянутое воплощение прекрасного состоялось в полной мере.

До сих пор здесь речь шла о физическом воспитании именно детей, поскольку многие изъяны их телосложения можно исправить и многих недостатков физического развития можно избежать с помощью построенной со знанием дела и правильно применяемой во времени — зависимости от возраста ребенка — системы физического воспитания. Но если по каким либо причинам человек не получил должного физического воспитания в детстве или позже, в юности, то физическое самовоспитание можно начать в любом возрасте и продолжать до конца жизни. Но чем позже вы начинаете, тем выше вероятность того, что вам придется столкнуться с многочисленными дурными привычками, которые нужно будет исправлять, со многими проявлениями закрепощенности и тугоподвижности в различных частях организма, которым надо будет сообщить нужную гибкость и пластичность, со многими недостатками физического развития, которые придется устранять. И уже одна эта работа потребует большого терпения и настойчивости, а между тем она является всего лишь подготовительным этапом, так как только после нее можно будет начать выполнять собственно конструктивную программу, цель которой — гармония форм и движений тела. Но если в вас всегда будет жив идеал красоты, который вы стремитесь воплотить в своей жизни, то, можете быть уверены, рано или поздно вы достигнете поставленной цели.

 

Физическая аскеза

Тапасья красоты, прекрасного в физической жизни, позволяет нам
достичь, в конечном счете, полной свободы действий физического
существа в его собственном мире. Иначе говоря, эта часть тапасьи
должна включать в себя осуществление следующих задач: гармоничное
телосложение, правильность осанки и красота статических поз тела,
пластичность и легкость его движений, сила в действиях, высокая
сопротивляемость и устойчивость в отношении здоровья и жизнедея
тельности организма.
Для достижения этих результатов очень полезно обратиться к по
мощи привычки — средства, играющего важную роль в организации
физической стороны жизни человека; дело в том, что функционирова
ние физического организма значительно облегчается, если осуществ
ляется в рамках принятого и тщательно соблюдаемого распорядка жиз
ни. При этом необходимо приобрести важное знание и умение — кJак
не стать рабом привычки, как бы хороша она ни была; нужно посто
янно сохранять особую легкость и гибкость по отношению к своим
привычкам, с тем чтобы, в случае надобности, быть в состоянии немед
ленно изменить любую из них.
Нужно придать крепость стали своим нервам и сухожилиям,
а мышцам — эластичность и силу, чтобы вы могли при необходимости
выдержать любые нагрузки. Вместе с тем ни в коем случае не следует—
и за этим нужно строго следить — требовать от организма усилий сверх
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 61
тех, что необходимы, физическая энергия должна расходоваться толь
ко на то, что способствует физическому развитию и совершенствова
нию, должны быть исключены перегрузки, вызывающие чрезмерную
усталость, истощение сил и необратимое разрушение организма.
Физическая культура, целью которой является формирование фи
зического существа, способного стать орудием, пригодным для вопло
щения высшего сознания, требует выработки весьма строгих привы
чек, поскольку для достижения такой цели совершенно необходимо
неукоснительное соблюдение твердых правил во всем, что касается
сна, питания, физических упражнений, да и вообще всякой физичес
кой деятельности. Вы начинаете с тщательного исследования потреб
ностей собственного организма — естественно, неповторимо инди
видуальных в каждом конкретном случае, — а затем разрабатываете
общую программу действий в этой области самосовершенствования;
и как скоро вы успешно справились с этой задачей и приняли програм
му, необходимо строжайшим образом, без всяких капризов и небреж
ности, выполнять ее. Исключений быть не должно, особенно вроде:
«ну, это последний раз» — «раз», который, на самом деле, неизбежно
повторяется; уступка соблазну, пусть даже «на один только раз», ослаб
ляет твердость вашей воли, отворяя двери всевозможным неудачам.
Нельзя позволять себе ни малейшей слабости — никаких похождений
и приключений в ночное время, никаких пирушек и кутежей, расстра
ивающих нормальное функционирование желудка, никаких развлече
ний, увеселений и разных чувственных утех, которые лишь без толку
отнимают у вас силы, столь нужные для целенаправленной дневной
работы. Надо подчинить себя самой суровой аскезе, вести жизнь
в высшей степени разумную и размеренную, все внимание в отноше
нии собственного физического состояния сосредоточив на развитии
всех свойств организма, приближающем его, насколько это возможно,
к совершенству. Чтобы достичь этой наивысшей цели, нужно отказать
ся от всех излишеств и преодолеть все недостатки, как малые, так
и большие; особенно это касается употребления медленнодействую
щих ядов — табака, алкоголя и им подобных, — употребление которых
огромное множество людей, следуя пагубной привычке, обращает
в необходимую потребность, исподволь разрушающую волю и память
тех кто им привержен. Тот всепоглощающий интерес, который по
давляющее большинство человеческих существ — включая даже наи
более разумных из них — испытывает к пище, к ее приготовлению
62 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
и потреблению, должен уступить место знанию — причем, знанию,
можно сказать, химически точному — потребностей своего организма
и сугубо научной строгости в способах их удовлетворения. Строгая
дисциплина в области питания должна дополняться аскезой еще одно
го вида — в отношении сна; дело здесь, конечно, вовсе не в том, чтобы
всеми известными способами лишать себя сна, а в том, чтобы знать,
как нужно спать, и уметь это делать. Сон не должен быть погружением
в бессознательное — это отягощает, угнетает организм, вместо того
чтобы «освежать» его. Умеренность в еде и воздержанность от всяких
излишеств в значительной мере избавляют вас от необходимости отда
вать сну большое количество времени, но качество сна — вещь еще бо
лее важная, чем его длительность. Чтобы сон действительно приносил
отдых, снимал напряжение, полезно принять на ночь чеголибо
жидкого — стакан молока, например, фруктового сока или немного
бульона; легкий прием пищи делает сон спокойным. В то же время не
обходимо воздерживаться от всякой обильной пищи, поскольку в этом
случае сон становится возбужденным, беспокойным или же темным,
тяжелым, отупляющим. Но важнее всего для правильного, нормально
го сна очистить от всякой путаницы мыслей ум, успокоить чувства
и укротить в себе сумятицу неизменно связанных с ними желаний и за
бот. Если перед сном у вас была какаято длинная или оживленная
беседа, если вы читали какуюлибо волнующую воображение, увлека
тельную книгу, необходимо некоторое время посвятить отдыху, не пы
таясь сразу же заснуть, для успокоения умственной активности, чтобы
избавить мозг от возбуждающего влияния беспорядочных импульсов
в то время, как остальные части существа погружены в сон. Те, кто
занимается медитацией, поступят правильно, если сосредоточатся
в течение нескольких минут на какойлибо возвышенной умиротворя
ющей идее, отвечающей их стремлению к сознанию, более высокому
и обширному. Это чрезвычайно благотворным образом скажется на ка
честве сна и в значительной степени поможет избежать риска впасть
в бессознательное состояние, пока сон длится.
На смену дисциплине, которая регулирует ваше поведение в ноч
ное время и главное назначение которой состоит в том, чтобы обес
печить вам спокойный восстанавливающий силы сон, приходит
распорядок, управляющий вашей дневной жизнью; он должен быть
тщательно продуман и устроен таким образом, чтобы ваша физическая
активность разумно распределялась между специальными, со знанием
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 63
дела подобранными и умело дозированными физическими упражне
ниями, обеспечивающими целенаправленное физическое развитие,
и разнообразным физическим трудом. Оба вида физической активно
сти могут и должны входить в содержание вашей физической тапасьи
в качестве ее составных частей. Что касается физических упражнений,
то здесь каждый должен подыскать себе такие, что более всего соответ
ствуют индивидуальному строению его организма, лучшую помощь
в этом деле вам может оказать руководство сведущего человека — если
у вас, конечно, есть такая возможность, — который сумеет составить
подходящие для вас комплексы упражнений и распределить их с уче
том времени и степени сложности таким образом, чтобы польза от них
была наибольшей. Ни выбор упражнений, ни работа с ними ни в коем
случае не должны оказаться во власти ваших фантазий и прихотей.
Нельзя разрешать себе заниматься чемлибо только потому, что это
вам легче или приятнее и интереснее делать; менять принятую про
грамму занятий можно только в том случае, если ваш руководитель
сочтет это нужным. Самостоятельное физическое совершенствование
или просто улучшение состояния и жизнедеятельности организма
представляет собой сложную задачу, решение которой требует терпе
ния, упорства и методичности. Вопреки распространенным представ
лениям, жизнь человека, постоянно поддерживающего себя в хорошей
физической форме и постоянно ее улучшающего, жизнь спортсмена,
вовсе не легка, она состоит отнюдь не из одних забав да развлечений,
как может показаться, этого он не может позволить себе; его жизнь —
непрерывные настойчивые усилия, строгий режим, суровые правила,
в ней нет места бесполезным и, тем более, вредным причудам, препят
ствующим достижению намеченных целей.
Любое занятие, любое дело может и должно быть обращено вами
в своего рода аскезу; сущность этого подхода состоит в особом отно
шении к своим делам и занятиям: в нем вообще не должно быть места
личным склонностям, пристрастиям, предвзятости, нужно уметь
с одинаковым интересом делать любое дело, выполнять любую работу.
Для тех, кто поставил своей целью самосовершенствование, не может
быть дел больших и малых, важных и второстепенных; любое занятие
может стать полезным подспорьем для всякого, кто стремится быть
полновластным хозяином своей жизни и своего существа, кто стре
мится к постоянному и всестороннему развитию собственной личнос
ти. Существует убеждение, что человек хорошо выполняет какоелибо
64 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
дело только тогда, когда оно ему интересно, и это верно. Но еще более
верно то, что можно научиться находить интерес вообще в любом деле,
даже в самых обычных, повседневных и на вид таких незначительных
делах. Секрет такого умения — в стремлении к самосовершенствова
нию. Какое бы дело или задача ни выпали на вашу долю, вы выполня
ете их, пытаясь извлечь из этого наибольшую пользу для собственного
развития; все, что вы делаете, вы стараетесь делать не просто хорошо,
насколько это могут позволить имеющиеся у вас, уже сложившиеся
способности, соответствующие этой работе, но с течением времени все
лучше и лучше, поскольку, постоянно прикладывая усилия к общему
самосовершенствованию, вы будете стремиться использовать предста
вившуюся вам возможность, чтобы усовершенствовать в себе и эти
способности. Тогда в вашей жизни уже не будет скучного, неинтерес
ного дела, вы сможете придать важный смысл любому из них, без вся
кого исключения и в равной степени, идет ли речь о самых обыденных
трудах и заботах материального мира, или о самом рафинированном
художественном или интеллектуальном творчестве; поприще для
самосовершенствования безгранично, неисчерпаемо и открыто для
доступа в любом, даже самом мельчайшем, элементе этого мира.
Вполне естественно, что такой подход требует от нас полной сво
боды в действиях и поступках и, если мы последовательны, мы неиз
бежно приходим к ней, поскольку для достижения всеобъемлющего
совершенства необходимо освобождение от любых социальных услов
ностей, от всяких предрассудков, сложившихся под влиянием прехо
дящих норм человеческой морали. Это, конечно же, не означает, что
можно, работая над самосовершенствованием, допускать распущен
ность и хаос в своей жизни. Напротив, ради высокой цели человек
подчиняет свою жизнь правилам значительно более строгим, нежели
любые нормы поведения, принятые в человеческом обществе; эти дей
ствительно аскетические правила жизни не допускают ни малейшего
лицемерия, они требуют полной искренности решительно во всех от
ношениях. Вся физическая активность индивида должна быть цели
ком организована таким образом, чтобы содействовать развитию его
физического естества, главными целями — и, разумеется, насколько
это возможно, сопутствующими условиями — которого являются
уравновешенность, сила и красота. Ради достижения этих целей необ
ходимо отказаться от всякой погони за чувственными удовольствиями
и наслаждениями, включая и сексуальное. Половой акт — это всегда
ЧЕТЫРЕ ВИДА АСКЕЗЫ И ЧЕТЫРЕ ВИДА ОСВОБОЖДЕНИЯ 65
шаг к смерти. Именно поэтому уже в древнейшие времена наиболее
строгие эзотерические духовные школы, занимавшиеся вопросами
бессмертия, категорически запрещали своим адептам половые сноше
ния. Дело в том, что половой акт неизбежно влечет за собой более или
менее продолжительный период пребывания индивида в достаточно
бессознательном состоянии, что становится причиной его беззащит
ности перед всевозможными пагубными влияниями и приводит к сни
жению общего уровня его сознания. Всякий, кто готовит себя к учас
тию в воплощении супраментальной жизни в материальном мире,
никогда не допускает даже кратковременного снижения наивысшего
духовного тонуса своего сознания, не позволяет ему впасть в рассеян
ность и расслабленность — то есть в определенной мере бессознатель
ное состояние — даже под тем предлогом, что он нуждается в пере
дышке, не говоря уже о желании получить удовольствие. Отдохнове
ние нужно искать в свете и силе, а не во мраке и слабости. Поэтому для
стремящихся к совершенству воздержание должно стать правилом.
Для тех же, кто готовится участвовать в нисхождении и воплощении на
земле супраментального сознания, требования возрастают: воздержа
ние должно уступить место полному отказу от любых половых контак
тов, достигаемому не насильственным подавлением в себе полового
влечения, но перераспределением — с помощью своего рода внутрен
ней алхимии — внутренней энергии организма, расходуемой в акте
деторождения, в другое русло, а именно на содействие самосовер
шенствованию и всестороннему преобразованию своего существа.
Очевидно, чтобы достичь наилучшего возможного результата — наи
большего выигрыша — в этом деле, необходимо полностью удалить
из ментального, равно как и витального, сознания все сексуальные
импульсы и желания, в физическом же отношении — любое проявле
ние вожделения. Всякое действительно существенное преобразование
человеческого существа начинается с внутренних изменений и затем
развивается изнутри наружу, так что изменение его внешних слоев
является естественным и, можно сказать, неизбежным следствием,
завершающим весь процесс в целом.
Человек, рассматривающий возможность своего участия в вопло
щении супраментального сознания в физическом мире, должен сде
лать решительный выбор: оставить ли свое физическое существо
в распоряжении Природы, как послушный материал для достижения
ею своих целей, куда, в частности, входит и сохранение человеческого
66 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
рода в его нынешнем состоянии, без изменений в будущем, или же
приготовить свое физическое существо к тому, чтобы оно стало опре
деленной ступенью к созданию нового, более высокого по отношению
к человеческому вида живых существ. Совместить две эти жизненные
позиции невозможно, ибо сама жизнь заставляет вас во всякое мгнове
ние выбирать — оставаться ли вам попрежнему на стороне тех, кто
представляет собой вчерашний день человечества, или же принять
сторону грядущего «завтра» вселенной — расы более высокой, чем
нынешняя человеческая.
Если вы хотите приготовить себя к новой жизни, быть ее деятель
ным и дельным участником, вам нужно отказаться от участия на обыч
ных основаниях в нынешней жизни человеческого общества, от всех
попыток достичь успеха в этой мирской жизни — ради жизни будущей.
Необходимо отказаться от всякого удовольствия или наслаждения,
чтобы удостоиться радости бытия в мире совершенной красоты и гар
монии.