Переживание — вехи развития

Тем, кто стремится к Совершенствованию.
— Я стремлюсь жить Йогой Шри Ауробиндо, святой жизнью, но я чувствую себя в дремучем лесу, в котором я потерял чувство направления. Где я точно? Я бы хотел иметь указание, как выйти из этого и достигнуть правильной дороги, что ведет ко Всевышнему.

Большей частью, начальной точкой является пере-живание, как бы ни было оно мало, которое служит указателем, и по нему справляются, чтобы не заблу-диться, пока человек подготавливается для другого, более важного и решительного переживания. Дейст-вительные вехи и ориентиры на пути — это спонтанные переживания, а не которые приходят от умственной формации и всегда ненадежны. Очень важно замечать свои переживания и запоминать их. Строить систему развития — вторично, а иногда и вредно.
Переживание само по себе — это общение с аспек-том Всевышнего, контакт с некой силой, расширение сознания, раскрытие тела, ломка внутреннего препят-ствия, пересечение какой-то стадии, открытие в себе новой двери — все это переживания. Когда вы имеете решительное и определенное переживание, например, вы открыли дверь вашего душевного существа, вы имели общение с ним, тогда вы знаете, что это озна-чает.
Переживание и осознание
Переживание Правды есть изолированное или по-вторное нисхождение Правды в сознание или восхож-дение сознания в Нее. Осознание Правды есть состоя-ние, в котором Правда становится утвердившейся ча-стью сознания. Йоги — те, кто уже осуществил осозна-ние, садхаки — еще пытаются получить осознание.
Переживание Правды в субстанции ума, в витали-ческом или физическом — где бы ни было, есть начало осознания. Когда я пережил мир, я начал осознавать, что это такое. Повторение переживания ведет к более полному и более постоянному осознанию. Когда оно утверждено где-либо, это и есть полное осознание в том месте или в части существа.
Да, это способ — сила стремления вносит силу в пе-реживание и путем повторения интенсивности пере-живания — изменение.
Переживание — это процесс и сила осознания
Измените свое знание в переживании, и пережива-ние поведет вас автоматически к другому пережива-нию. Но под переживанием я подразумеваю значение, совершенно отличное от того, что обычно берется за смысл этого слова. Это не переживание объекта или явления, в результате которого человек знает. Это то, что вместо знания и понимания — даже вместо знания намного более высокого, чем умственное, даже вместо наиболее интегрального знания. Это — становление силой, которая есть причина бытия факта, переживае-мого вами. По существу, это значит стать тапасом явления, тапасом вселенной. Люди всегда говорят, что в начале проявления есть Сат-Чит-Ананда, они помещают это в таком порядке; первым — Сат, чистое существование, затем Чит, осознание этого существо-вания, и Ананда, восторг от существования, который вызывает продолжение проявления. Но между Чит и Анандой есть тапас, что есть, так сказать, Чит в про-цессе осознания себя. И только когда человек стано-вится этим тапасом в объектах, тогда человек имеет знание, которое дает силу. Тапас объектов есть то, что управляет их существованием в проявлении.
— Что вы подразумеваете под основным пережива-нием?
Это означает фундаментальное, главной” наиболее важное переживание, которое всегда остается, что бы там было или не было кроме.
— Ананда есть главное переживание?
Свет, Сила, Мир, Ананда составляют спиритуаль-ное сознание. Они — среди главных переживаний.
— Как можно отличить грезу от переживания?
Обычно греза оставляет путаное и быстротечное впечатление, в то время как переживание пробуждает глубокое, прочное и длительное чувство. Но нюансы этого — тонки и многочисленны, и только через боль-шую и искреннюю внимательность, через наблюде-ние, свободное от пристрастий и предпочтений, чело-век научается понемногу отличать одно от другого.
Переживания на умственном, виталическом и тон-ком физических планах, из-за различных формаций этих планов, часто представляются как бы конкрет-ными наружными обстоятельствами. Тем же путем подлинные переживания разрушаемы умственными и виталическими приращениями и добавлениями. Одна из первых потребностей в нашей Йоге — различение и душевный такт, которые, не будучи унесенными воз-буждениями ума и виталического, отличают ложь от правды, помещают каждую вещь на ее место, и дают ей ее подлинность и ценность, или отсутствие ценно-сти.
Переживание уходит
— Когда я пришел в ваш Даршан, мне показалось, что это был сам Шива… Я почувствовал Ананду. Соз-нание всего этого оставалось 2-3 дня, и затем как бы испарилось.
Нет повода быть обескураженным тем, что вы на-зываете испарением сознания переживаний, получен-ных вами в день посещения Даршана. Оно не испари-лось, но оттянулось назад с поверхности. Так всегда происходит, когда это еще не высшее сознание, а не-которое переживание. Что вы должны суметь — это не допускать депрессию, но оставаться спокойным, по-зволяя пройти времени для усвоения и быть готовым для нового роста и переживания, когда бы оно не пришло снова.
Частота переживаний
— Уже точно полтора года, как я здесь, и, к сожале-нию, я не обнаруживаю каких-либо знаков развития, все в состоянии статус-кво.
У вас было несколько переживаний, которые есть знаки будущих возможностей. Чтобы произошло боль-шее за первые полтора года, было бы необходимым иметь завершенную позицию садхака и отказаться от положения человека света. Только тогда развитие мо-жет быть быстрым с самого начала.
— Я бы хотел знать, вызывают ли переживания дли-тельный результат в сознании. Оседают ли они там и становятся постоянным сознанием или просто случа-ются время от времени?
Они приходят сначала изолированно, затем более часто и на более длительный период, затем они обос-новываются в человеке. В некоторых людях они обос-новываются сразу, но это редко. К другим они настоя-тельно возвращаются, пока не обоснуются. Это менее редко. У кого-то происходящие переживания вначале перемежаются долгими интервалами и ожидают, что-бы сознание было готово для следующего их возвра-щения.
— Мне посчастливилось иметь то же самое пережи-вание, повторившееся так скоро — через 12 дней. Да, это доказывает, что йогическое сознание начало расти в вас.
Не потерять себя в переживании
Нужно быть всегда больше, чем ваше переживание. Какова бы не была натура, сила и изумительность пе-реживания, вы не должны быть подавлены им, оно не должно преобладать над вами до размеров, что вы те-ряете равновесие и контакт с благоразумным и тихим отношением. Когда вы входите, каким бы ни было путем, в соприкосновение с силой или сознанием, ко-торое превосходит ваше, вместо того, чтобы оказаться полностью во власти этого сознания или силы, вы должны помнить всегда, что это только одно пережи-вание из тысячи, и потому оно не имеет характер Аб-солюта, оно относительно. Каким бы не было оно пре-красным, вы можете и должны иметь еще лучшее. То-гда вместо того, чтобы терять голову, вы помещаете переживание в цепь вашего саморазвития, и вы хра-ните нормальный физический баланс, вы не теряете чувство относительности.
Определенная экзальтация, возвышение существа приходит естественно с сильными переживаниями, и чувство удивления, изумления или чуда может придти также, но не следует быть эгоистическому чувству в экзальтации.
Как защитить себя в переживании
Никогда не забывать чувство полной самоотдачи Милости, которая есть выражение Верховного. Вы передаете себя полностью тому, что над и за всем тво-рением, и вместо поиска персональной пользы в пере-живании, выделаете из него подношение Всевышней Милости. Вы знаете, что переживание исходит из Ми-лости, и что результат переживания следует отдать назад этой Милости. Тогда вы в безопасности. Ника-кой амбиции, тщеславия, гордости. Искренняя само-отдача, искреннее смирение — и вы защищены ото вся-кой опасности.
Всегда есть враждебные силы, что пытаются обор-вать или сломить переживание. Если они входят, это знак того, что есть что-то в существе, в виталическом или физическом, что отвечает им, или слишком инерт-но, чтобы противостоять.
Спонтанные переживания и умственные форма-ции
Любое переживание, которое есть результат пред-взятой мысли или представленной заранее воли, не имеет ценности со спиритуалистической точки зре-ния. Они, умственные формации, которые делают из вас игрушку, не имеют реальности, подлинности.
Вступив в Йогу, необходимо не превращаться в иг-рушку ваших собственных умственных формаций. Вы должны доверять вашему переживанию, но вы долж-ны очень заботиться о том, чтобы не строить внутри себя представление о переживании, которое вы хотите иметь. Мысли, которые вы об этом формируете, фор-мы, которые вы ожидаете или на которые надеетесь — это умственные формации, т. е. реальные создания, и вашей идеей переживания вы создаете формы, кото-рые в некоторой степени независимы от вас и которые приходят назад к вам, как бы снаружи, и дают вам впечатление, что они — переживания. Поэтому, когда вы следуете умственной дисциплине, вы должны осо-бенно не воображать, не желать, чтобы у вас было за-ранее определенное переживание или продвижения, поскольку вы можете таким способом создать иллю-зию этого переживания.
Переживание и его описание
Переживание должно придти первым, а объяснение потом. Шри Ауробиндо говорит: никогда не сомне-вайтесь в вашем переживании, но вы можете не доверять вашему объяснению, которое есть умственная активность. Для большинства людей переживание существует только тогда, когда оно может быть объяснено. Любое переживание до тех пор, пока они не могут объяснить его себе, материализовать в точных словах, как бы не существует вовсе! Переживание для вас как бы имеет недостаточно осязаемую силу, пока вы не можете выразить его для себя, и начинается только тогда, когда вы сможете описать его. Именно эта по-требность выражения, потребность перевода и есть причина того, почему большая часть его интенсивно-сти, его способности к действию по внутреннему и внешнему преобразованию уже исчезла. Именно здесь человек может сказать, что в выражении, объяснении — есть всегда опускание вниз.
— Объясните Ваше высказывание: “для вас пережи-вание начинается только тогда, когда вы способны описать его… а когда вы способны описать его, глав-ная часть его силы и его способности к действию для внутреннего и внешнего преобразования уже испари-лась”.
Я имела в виду, что переживание превосходит по важности превышает намного эту формулировку, ко-торую вы делаете из него в вашем уме. Переживание часто намного превосходит способность к выражению. Переживание имеет полноту, силу для прямого дейст-вия на натуру, которое немедленно и мгновенно. На-пример, в результате данных обстоятельств или через исключительную Милость, вы были помещены в кон-такт со сверх-разумным светом, или силой, или созна-нием. Это как внезапное раскрытие в вашей замкну-той скорлупе, отверстие, прорезанное в светонепрони-цаемой оболочке, которая отделяет вас от Правды, и вот контакт установлен. Немедленно эта Сила, это Сознание, этот Свет действуют даже на ваши физиче-ские клетки, они действуют в уме, в виталическом, в теле, меняют вибрации, организуют материю и начи-нают свою работу преобразования. Вы под шоком это-го внезапного контакта и этого действия, для вас это вид неописуемого состояния, которое захватывает вас и о котором вы не имеете ясного, точного, определен-ного представления. Для вас это невыразимо и необъ-ятно. Это “что-то происходящее”, и оно может дать вам впечатления удивительной и изумительной вещи. Таково переживание в его эссенции и подлинной силе.
Постепенно, по мере того, как действие продолжа-ется и внешнее существо начинает ассимилировать это действие, способность наблюдения пробуждается. Сначала в умственном сознании происходит вид объ-ективизации, что-то в умственном смотрит, наблюда-ет и переводит своим собственным способом. Это то, что вы называете “пониманием”, и это то, что дает вам впечатление, что вы имеете переживание. Но это уже есть значительное уменьшение самого пережива-ния, это транскрипция для использования ее вашим умственным, виталическим и физическим измерени-ем, это нечто суженное и сокращенное, в то же самое время дающее вам впечатление, что вещь проясни-лась, а она лишь спустилась вниз до размера вашего понимания.
Этот феномен всегда происходит даже в самых луч-ших случаях. Я не говорю о случаях, когда сила пере-живания переводится еще более неосознанными дви-жениями и поглощается несознанием вашего сущест-ва. Я не говорю о тех многочисленных случаях, в ко-торых как только человек начинает получать пережи-вания, его ум пробуждается, любопытствует и гово-рит: что это происходит? Тогда все исчезает совсем, или вы поймаете деформированный обрывок чего-то, что уже потеряло свою силу и всю реальность. И еще, если есть где-либо в существе, в умственном или ви-талическом, какая-то неискренность, которая вами до-пускается, переживание искажается и деформируется полностью. Нет, я не говорю о лучших случаях, когда существо искренне, под контролем и функционирует наиболее благоприятно. Я допускаю, что ум остается достаточно сильным и чистым, чтобы не фальсифици-ровать переживание. Я говорю о случае, в котором ваш ум ясен, в котором вы уже сознательно продвину-лись по пути, и даже о том, в котором ваш ум начал быть преобразуемым, когда он приобрел привычку получения этого Света, когда ваш ум проницаем для него, когда он достаточно восприимчив, чтобы абсор-бировать его. Даже тогда в момент, когда ум захочет переводить переживание способом, постижимым для человеческого “просвещенного” сознания, в момент, когда ум захочет формулировать, сделать переживание определенным и понимаемым, он уменьшает, сокра-щает, ограничивает, истощает, ослабляет, пятнит пе-реживание
Формулирование в словах, понятных для человече-ского ума, есть — неизбежно, неминуемо — ограниче-ние, уменьшение силы действия переживания. Когда вы можете сказать ясным и осознанным путем: то-то и еще то-то произошло, когда вы в состоянии описать в понятной манере феномен, он уже потерял свою силу действия, свою интенсивность, мощь, правду. Это не значит, что мощь, интенсивность, сила действия там отсутствовали. Они были там и в лучших случаях, ве-роятно, максимальный эффект переживания произво-дится прежде, чем вы начинаете давать ему постижи-мую форму.
Для людей, которые имеют преимущественно ин-теллектуальную деятельность, это умственное втор-жение в переживание почти неизбежно. Они должны схватить, завладеть, понять умственно все внутренние переживания и начать формулировать их. Если они имеют силу выражения, они пытаются аранжировать их в слова. Но когда вы жили этим переживанием, и когда вы восприняли это опускание, эту нисходящую линию между переживанием и выражением, вы види-те на каждом шагу глубокую реальность переживания, отступающего, постепенно исчезающего на заднем плане вместо того, что бы быть впереди и доминиро-вать надо всем существом. Оно отступает медленно, и то, что остается снаружи есть только вид сухой и хо-лодной имитации — это может быть выражено в очень восторженных словах, но в отношении к тому, чем было само переживание, это так бесчувственно и ос-лаблено. Весь подлинный восторг, подлинная красота, внутренний подъем, эта чудесная теплота пережива-ния — все это уходит прочь.
Умственное овладение переживанием неизбежно и служит средством для преобразования
Мы всегда имеем склонность переводить умствен-но все то, что происходит с нами в спиритуальном мире. Мы хотим объяснить это самим себе, вытянуть заключения из этого, сделать из переживания правило действия, извлечь умственную выгоду из того, что произошло, пытаемся, чтобы переживание могло быть изменено в нечто практически полезное. Это делается почти автоматически. Это то, что Шри Ауробиндо на-зывает “умственное владение переживанием”. К не-счастью, лучшая часть переживания ускользает прочь. Чтобы хранить его нетронутым, человек должен оста-ваться в состоянии, где переживание не ментализиру-ется, но если человек живет во внешнем мире, это практически невозможно. Вот почему те, кто хотел насладиться своими спиритуальными переживаниями, без умственного вмешательства, оставались в состоя-нии транса и тщательно избегали опускания вниз на уровень действия.
Но если вы хотите преобразовать жизнь, если вы хотите, чтобы спиритуальное переживание имело воз-действие на ум, виталическое и тело, на ежедневные действия, вы обязательно вынуждены всегда пытаться перевести это умственно и принимать неизбежное уменьшение до того дня, когда ум сам будет преобра-зован и будет в состоянии участвовать в переживании, не деформируя его. Что мы хотим сделать, есть еще большая трудность, т. к. хотим, чтобы виталическое так же было преобразовано таким способом, чтобы оно стало в состоянии принять участие в пережива-нии, не деформируя его, и финально, мы хотим, чтобы само физическое тело было трансформировано путем спиритуального действия и не было более препятстви-ем для переживания. Но прежде чем мы поднимемся до этого, все наши переживания, для того чтобы дос-тигнуть высшего сознания, должны неминуемо прой-ти через обычный умственный метод наблюдения, анализа, дедукции, и тогда самая эссенция пережива-ния исчезает, остается только очень сухая кора, кото-рая потеряла всю свою силу существования. Но это неизбежно…
Ваше спокойствие в течение переживания позволит ему развиться с полной силой
В течение переживания ум должен быть спокоен. После того, как переживание кончилось, он может быть активен. Если он будет активен при пережива-нии, переживание может прекратиться совсем.
Вы должны сильно остерегаться ума, когда вы хо-тите войти в мир переживаний. Как только ум вторга-ется, говоря что именно происходит, тогда если это и будет дальше происходить, это более не та самая вещь, а фабрикация. Первое условие — храните молча-ние. Не только храните в молчании язык, но еще и го-лову, храните ее в молчании. Если вы хотите иметь подлинное, искреннее переживание, на котором вы можете строить, тогда вы должны знать, как хранить спокойствие, иначе вы не имеете ничего, только то, что сфабриковали сами, а это эквивалентно нулю.
Первая вещь — научить ваш ум не шевелиться, по любому поводу не возбуждаться, позволить происхо-дящему развиться полностью, не желая узнать, что происходит. Не будьте слабоумным, храните спокой-ствие и тишину, и ждите. Вы должны быть в состоя-нии жить переживанием часами и днями без ощуще-ния необходимости формулировать его для себя. Ко-гда вы сделаете это, тогда вы получите всю пользу полностью. Оно действует, обрабатывает натуру, пре-образовывает клетки — оно начинает свою работу пре-образования. Но как только вы начнете смотреть и по-нимать, и формулировать — это уже нечто, что принад-лежит прошлому.
Переживанию следует позволить длиться его пол-ное время, чтобы оно могло развиться и дать полный эффект. Его не следует прерывать кроме случаев не-обходимости, или если это нехорошее переживание.
Хранить в секрете или рассказывать о пережи-вании?
Во всех спиритуальных дисциплинах первая вещь, чему вас учат, это запрещение рассказывать ваши пе-реживания другим. Если вы хотите прояснить свой ум, расскажите ваши переживания вашему спиритуально-му Учителю, и никому больше, и даже передавая ва-шему Учителю, вы должны быть очень аккуратным, внимательным, точным. Когда вы наблюдаете, что произошло в вас, если вы наблюдаете пристально, вы видите, что есть вещи, которые вы не полностью осознали, часто есть бреши, разрывы в продолжитель-ности — чрезвычайно трудно попасть в неразрывность сознания и проследить движение до конца, Тогда, ес-ли вы расскажете ваши переживания, даже не желая прибавлять что-либо, не нарушая искренности, вы вкладываете в него то, что недостает. Вы можете быть уверены, что будет некоторая умственная транскрип-ция, поскольку ум всегда умеет “заполнить бреши”, он любит, чтобы вещь была логической и последователь-ной, даже без вашего знания об этом, совершенно са-мопроизвольно он подставляет элементы, пропущен-ные в вашем переживании и тем извращает его. Я не обвиняю никого, я знаю, что это самопроизвольный феномен. Вы должны быть чрезвычайно внимательны для того, чтобы быть полностью точным и аккурат-ным… Если вы ищете прояснения, вы не должны сами объяснять этого в улучшенном виде, дайте мне точное отражение того, что произошло.
Что касается секретности, определенная осторож-ность или молчание об инструкциях Гуру и своих соб-ственных переживаниях всегда желательна, но абсо-лютной секретности или тайны из этого делать не на-до.
— Повредит ли, если я покажу товарищу некоторые части моего письма к Вам, те, которые имеют отно-шение к моему персональному переживанию?
Показать или нет — в этом нет большой важности, как вы сами чувствуете это. Позднее может стать не-обходимым для вас хранить все ваши переживания про себя.
Не изводите себя тем, что переживание исчезло. Все это произошло, чтобы заставить вас узнать, что в таких случаях, после возникновения радости от благо-словения Шри Ауробиндо, лучше быть сосредоточен-ным и хранить свою радость закрытой внутри, чем выбрасывать ее наружу в общении и разговорах с дру-гими. Переживание, когда о нем говорят, исчезает, и человек теряет пользу, которую оно нам приносит.
Нехорошо слишком много разговаривать с другими о садхане и ее переживаниях. Переживания, наши соб-ственные и переживания других, если вам случится узнать о них, не следует обсуждать или делать пред-метом пересудов. Иначе это становится подобно ново-стям из Абиссинии или Испании, нечто общее и три-виальное, жвачкой для виталической массы ума.
Как правило, нежелательно рассказывать свои пе-реживания другим. Это ослабляет переживания и ведет к снижению сознания. Может быть исключение из этого правила, но это зависит от личности и обстоятельств. Только если может быть некоторая духовная польза для других, и даже тогда только о прошлых переживаниях человек может говорить.
Всегда хорошо записывать, что происходит в вас. Нужно существенное записывать в дневнике, ничего не утаивая, но это не обязательно делать каждый день. Стиль, обработка не имеют существенного значения. Для садхака все, что нужно — это передать ясно вос-приятия и переживания садханы.
Условия для получения подлинного переживания
Не будьте чрезмерно жаждущими переживаний, ибо переживания вы всегда будете иметь, сломав од-нажды барьер между физическим умом и тонкими планами. К чему вы должны стремиться более всего — это улучшенное качество воспринимающего сознания в вас, различение в уме, беспристрастный, бесперсо-нальный следящий взгляд на все, что происходит в вас и вокруг, чистота в виталическом, тихая невозмути-мость, долгое терпение, отсутствие гордости и чувства великости и еще — особенно — развитие душевного су-щества в вас, самоотдачи, душевного смирения, пре-данности. Сознание, сделанное из этих вещей, бро-шенную в эту почву, может приносить плоды без под-нятия целины, без ошибки или отклонения при стре-мительном натиске света, силы и переживания из сверх-физических планов. Полное совершенство в этих отношениях едва ли возможно до тех пор, пока вся натура — от высокого ума до подсознательного фи-зического — не сделается единой в свете, который бо-лее велик, чем ум; но достаточное основание из этих качеств и сознание, всегда самонаблюдающее, бди-тельное и растущее обязательны.
Пока адхар не сделается чист, никакой более высо-кой интуитивной, освещенной, спиритуальной Прав-ды, ни над-разумной, ни сверх-разумной не может проявиться. Какие бы не спускались от них силы, они смешаются с низшим сознанием, и место Правды за-нимает полуправда, а иногда и опасная ошибка.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА
ШРИ АУРОБИНДО
г. Москва “Никос” 1992