Перестройка повседневного поведения

Материальное состояние должно быть вам без-различно
Придавать значение материальному комфорту и направлять свои желания на потребности — это препятствие для спиритуальной жизни. Другими словами — это самообман, это только дает вашему телу иллюзию еще большего удобства. Этим вещам не следует придавать никакого значения в жизни.

Жить в постоянном развитии.

Всегда говорите себе: нет ни минуты в жизни, нет обстоятельства в моем существовании, которое не может дать случая для развития. Каково то продвижение, которое я собираюсь сделать сегодня? Я предлагаю всю мою маленькую персональность Всевышнему. Я хочу быть хорошим инструментом для Него, чтобы Он выразил себя, чтобы я был однажды готов для преобразования. Что следует мне сделать сегодня? Если вы хотите учиться, вы можете учиться каждую минуту. Даже по дороге наблюдайте, используйте каждую минуту для развития. Если так наблюдать и развиваться, вы можете в любую минуту понять что-то, узнать, пережить красоту. Даже слово идиота может натолкнуть вас на истину. Если вы смотрите на жизнь таким образом, жизнь становится чем-то чудесным. Это единственный путь сделать ее интересной: жизнь на земле создана быть полем для развития, и если мы развиваемся максимально, мы извлекаем максимум пользы из нашей жизни на земле.
Все что угодно может быть возможностью для про-гресса в сознании и самообладании, и это стремление к прогрессу немедленно превращает явление — не име-ет значения, что это — в нечто интересное.
Во всех обстоятельствах — иметь волю превзойти свои границы.
Скука и развлечения
Когда человек не развивается, он впадает в скуку и монотонность. Когда вы скучаете, вы теряете время, которое предназначалось для развития. Если были та-кие обстоятельства, которые казались вам тупыми, скучными, глупыми, и вы, находясь в них, скучали, это означает, что вы сами также скучны, как те об-стоятельства, и это явное доказательство, что вы про-сто не находитесь в развивающемся состоянии. Нет ничего более противоположного самому основанию существования, чем эта приходящая волна скуки. Если вы сделаете маленькое усилие в себе в это время, если вы скажите себе: ну что же это я, что мне сейчас сле-дует узнать? какова та слабость, которую я должен преодолеть? та инерция, которую я должен победить? — в следующую минуту вы более не скучаете. Вы не-медленно получите интерес и вы сделаете прогресс! Поэтому человеку не нужны так называемые развле-чения или то, что называется “рассеяться”.
— Почему интересно все возбуждающее? Это след-ствие большой пропорции Тамаса в натуре. Человек чем более инертен, тем более он имеет потребность в неистовых событиях, возбуждающих обстоятельствах. Если он инертен, не имеет достаточно сознания в сво-ем теле, ему всегда нужны новые волнения, драмы, зрелища, которые потрясают его слегка, заставляют выйти из себя, чтобы получить впечатление чего-то… И нет ничего, что делает человека более слабым и злым, чем Тамас.

Пустые книги, пустые разговоры и состояния соз-нания
Всякий раз, когда вы читаете книгу, в которой соз-нание очень низко, это усиливает ваше подсознание и несознание, это препятствует вашему сознанию под-няться вверх. Это происходит обязательно, но есть люди, которые даже не замечают, что их сознание опустилось очень низко.
Если вы идете вниз, вы утомляете себя все более и более, и становитесь темным и глупым. Наряду с этим, каждый раз, когда вы идете вниз, вы увеличи-ваете груз подсознания — огромный груз, который нужно расчистить, если человек хочет взобраться к вершине, и который мешает, как путы на ногах. Не опусканием ниже себя отодвигают усталость. Необхо-димо взбираться вверх по лестнице и там будет на-стоящий отдых, поскольку там человек получит внут-ренний мир, свет, универсальную энергию.
Если вы ведете разговор типа сплетен, вы не даете вашему сознанию полностью подняться, работа в под-сознании не делается или даже не начинается. Те, кто хотят подняться, имеют уже достаточно трудностей и без поисков внешнего одобрения в разговорах. Усилие поддерживать сознание на высоком уровне утоми-тельно вначале, как и упражнения для мускулатуры, но вы не должны позволять вашему уму опускаться. Сплетничание ведет вас к деградации, и если вы хотите делать Йогу, вы должны воздержаться от этого.
Есть состояние, в котором простой разговор, кото-рый принуждает вас оставаться на уровне обычной жизни, вызывает у вас головную боль, выворачивает желудок и, если он продолжается, может вызвать у вас лихорадку.
Есть состояние сознания, в единении со Всевыш-ним, в котором вы можете наслаждаться всем, что вы читаете, что наблюдаете, даже наиболее посредствен-ные книги или самые неинтересные вещи. Можно чи-тать так, что все равно будешь оставаться в контакте со Всевышним. Вы можете слушать плохую музыку, даже музыку, от которой вам хочется убежать, и все же вы можете, не из-за ее внешнего выражения, а из-за того, что за этим, наслаждаться ею. Вы не теряете возможности делать различие между хорошей и пло-хой музыкой, но вы проходите или через то, или в то, что она выражает, поскольку нет ничего в мире, что не имеет первичной правды и поддержки во Всевышнем. Этого состояния сознания очень трудно достигнуть, это дисциплина, которая требует годы, и осуществить это — в пределах досягаемости не многих.
Есть однако промежуточное состояние, через кото-рое необходимо пройти, в котором вы обрезаете связи между собой и всем, что вы не хотите слышать или видеть.
Вы должны быть бдительны.
Лень
Если у вас тамасическая натура, вы должны напря-гать ваше сознание, вашу волю, вашу энергию, встрях-нуть себя немного, сказать:
вперед, больше. Если лень удерживает вас от со-вершения чего-то, вы должны сделать немедленно что-то более трудное.
Серьезность и бодрость
Нет необходимости все время иметь серьезное лицо и молчать, занимаясь Йогой, но необходимо прини-мать Йогу серьезно. В ней тишина и внутренняя со-средоточенность занимают большое место. Нельзя все время выбрасывать себя наружу, если идти внутрь и встретить там Всевышнее — ваша цель. Но это не озна-чает, что нужно быть серьезным и мрачным все время.

— Я пытаюсь быть молчащим внутри, но настроение веселости упорствует. Однако, не есть ли это знак бод-рости?
Не всегда, кроме того, веселость есть виталическое движение. Я не говорю, что ей не следует там быть, но есть более глубокая бодрость, внутренняя сукшаха-сья — улыбка счастья, которая есть спиритуальное ус-ловие бодрости.
Бодрость есть соль садханы. Это в тысячу раз луч-ше, чем мрачность.
Страдания и печали

— Это Всевышнее дает страдания или печали?
Все в Боге, и все есть Бог. Если изменить состоя-ние своего сознания и идентифицироваться со Все-вышним, это изменит саму натуру вещей, явлений, событий. Что казалось болью, печалью или несчасть-ем, человек начинает воспринимать совершенно про-тивоположно, как благоприятную возможность для Всевышнего подойти ближе к вам, и из этого события человек может извлечь еще большую радость, чем из переживания какого-то удовлетворения. Только вы должны понимать это именно так. Нет ничего, о чем могло бы быть сказано: это несчастье. Нет ничего, что может быть названо страданием. Все это есть та необ-ходимость, которая изменит состояние вашего созна-ния. И это все.
Каждый раз, когда вы получаете удар в жизни, го-ворите себе немедленно: я должен развиваться, это то, что я должен изменить, узнать. Тогда этот удар стано-вится благословенным.
Что-то чрезвычайно болезненное, мучительное про-изошло с вами. Не впадайте в скотское состояние, не ищите забвения, не идите вниз в несознание. В про-исшедшем идите до конца и найдите свет, который за этим, правду, силу и радость. Для этого вы должны быть сильным и отказаться соскальзывать вниз.
В миг испытания — вера в святую защиту и призыв к этой защите. В любое время — вера, что Воля Все-вышнего и есть наилучшее. Это то, что должно быть принято вами, как наилучшее. Это то, что обращает вас ко Всевышнему. И плохо для вас только то, что отвращает вас от Всевышнего.
В этих условиях единственная вещь, путем которой можно войти в садхану, это — помнить Всевышнее все-гда, принимать свои трудности, как тяжелое испыта-ние, через которое необходимо пройти, молиться по-стоянно и искать Всевышней Помощи и Защиты, про-сить открытия своего сердца и сознания к поддержи-вающему Всевышнему Присутствию.
Существует концепция, что вы принимаете все, что происходит, поскольку это есть выражение Всевыш-ней воли. Эта концепция направлена на то, чтобы по-мочь приобрести людям ровность души. Если вы хо-тите быть в мире, счастливыми, всегда удовлетворен-ными, в совершенной ровности души, вы должны быть убеждены, что все таково, каким должно быть, и вы должны делать только одно: оставаться совершен-но спокойным, потому что лучше быть спокойным, чем беспокойным. Но если вы примете эту концепцию без допущения противоположности и не сделаете син-теза, вам, естественно, ничего не останется в жизни, кроме как сесть и ничего не делать.
Грехи и пороки
Пороки — это просто выливание энергии в нерегу-лируемые каналы. Все виды энергии — умственной, виталической, физической — выходят в то, что люди называют пороками, так же, как и в то, что люди называют грехами.
Когда человек говорит: я плохой, я греховный — он всегда ослабляет себя. Нужно говорить спокойно: да, я имею дефекты, во мне есть недостатки, как и во всех человеческих существах, но они уйдут, если я искрен-не стремлюсь ко Всевышнему.
Взаимоотношения с людьми

— Сегодня я вышел из себя из-за непослушания и дерзости рабочего в плотницкой мастерской. Возмож-но, я был не прав, выйдя из себя, но как мог тот рабо-чий быть грубым и наглым?
Да, это была ошибка. Не было ошибкой настаивать на выполнении им своих обязанностей, это следовало сделать, и твердо. Но выходя из себя вы лишь увели-чиваете разногласие и создаете ситуацию “грек идет на грека”.
Ссоры и столкновения — доказательства отсутствия йогический позиции, и те, кто серьезно желают делать Йогу, должны научиться отвыкнуть от этого. Доста-точно легко не ссориться, когда нет повода для раздо-ра, споров или ссоры. Когда есть причина, а другая сторона неразумна и не в состоянии ее отвергнуть, вы получаете возможность подняться над своей витали-ческой натурой, не поддавшись ссоре.
В этом есть сила недвижимости. Если кто-то ос-корбил вас, и вы начинаете вибрировать в тон этому гневу и плохому желанию, вы чувствуете себя совершенно слабым и раздираемым — делаете глупости. Но если вы сможете сохранить внутри себя, особенно внутри головы, полную неподвижность, которая отказывается воспринимать эти вибрации, вы сразу же почувствуете большую силу и ничто не сможет взволновать вас. Если вы можете оставаться очень тихим, спокойным, даже физически не двигаясь и не двигаясь внутри себя, если вы не даете внутреннего ответа на все те вибрации, которые идут на вас, тогда это дает силу не только вам, но оказывает воздействие на ту персону, от которой они исходят, также. Есть огромная сила в недвижимости — умственной, эмоциональной, физической. Если вы мо-жете оставаться как стена, полностью не приводимым в движение всем тем, что другая персона швыряет в вас, все это упадет обратно на нее же, не будучи в состоянии войти в вас.
В обращении с людьми вы должны адресовать себя к их душе, а не к телу, и более того — вас просят адре-совать себя ко Всевышнему, даже не к душе, к одному Всевышнему в каждом существе, и осознавать это. Пока вы не направляете себя ко Всевышнему Присут-ствию в человеке, с кем бы вы не говорили, это озна-чает, что вы не осознаете это Присутствие в себе.

— Какова должна быть реакция на ошибку старших или начальства? Сказать, что это не мое дело или ука-зать на ошибку?
Ни то, ни другое. Сначала и всегда человеку следу-ет спросить себя: что является инструментом моего мнения? На чем оно основано? Имею ли я совершен-ное знание? Что это во мне, что судит? Владею ли я святым сознанием? Полностью ли я незаинтересован в деле? Свободен ли я от всех желаний и Эго?.. Следо-вательно, мне не следует судить, мне следует хранить безмолвие.

— Будучи далеко от Правды-Сознания, должен ли человек всегда оставаться безмолвным, даже хотя, как индивидуум, он обязан принимать решения и давать мнения?
Индивидуум должен, для того чтобы жить, прини-мать решения. Но это не означает, что ему следует иметь, еще менее, что следует распределять мнения. Это Неведение имеет мнения, Знание — знает.
Суждения о других
Наше мелочное Эго в каждом любит обнаружить и говорить о “настоящих и ненастоящих” дефектах. Не имеет значения, настоящие они или нет. Эго не имеет право судить их, потому что у него нет правильного видения или правильного понимания. Только тихий, незаинтересованный, бесстрастный, все-сострадающий и все-любящий Дух может судить и видеть правильно силу и слабость каждого существа.
Это не вопрос обычной жизни. В обычной жизни люди всегда судят неправильно, потому что они судят умственными и обычно условными стандартами, а человеческий ум не дает истины, а лишь заблуждения и ошибки.
Это полнейшая дерзость судить о состояниях, в ко-торых другая личность находится. Что вы знаете об этом? Если вы сами не сознаете Всевышнее, по како-му праву вы можете сказать, что другой сознает это или не сознает. На каком основании вы стоите? На способностях вашего маленького внешнего ума? Но он не знает ничего. Он совершенно неспособен к воспри-ятию чего-либо. Пока ваше видение не есть постоян-ное видение Всевышнего во всем, вы не имеете не только права, но и способности судить о состоянии, в котором находятся другие. Человек, который имеет видение, сознание, который способен видеть правду во всем, не имеет нужды судить что-либо вообще. В момент, когда вы начинаете судить явления, людей, обстоятельства, вы находитесь в полнейшем челове-ческом неведении. Осуждение есть одна из первых вещей, которая должна быть полностью стерта из ва-шего сознания, прежде чем вы сможете сделать один шаг на пути сверх-разумного.
Привычка самой невежественной критики других, смешанная со всеми видами воображений, заключе-ний, преувеличений, ложных интерпретаций, даже грубых вторжений есть одна из всеобщих слабостей. Это болезнь виталического, поддержанного физиче-ским умом, который делает себя инструментом удо-вольствия, получаемого в этих бесплодных и вредных занятиях виталического. Совершенно необходим отказ от этой болезненной чесотки виталического и полный контроль над речью, чтобы внутреннее изменение могло иметь какое-либо подлинное воздействие для преобразования внешней жизни.
Нужно быть более точным в выполнении правила не болтать о других и не обсуждать их своим обыч-ным умом. Это необходимо для того, чтобы развить более глубокий взгляд на все явления. Сознание, кото-рое понимает в молчании движения Натуры в себе и в других, но остается неподвижно, необеспокоенно, — не испытывает поверхностного интереса и не бросается на внешнее движение.
Помощь другому человеку
Ваше влияние на него для обращения к Йоге могло быть хорошим, но оно не в состоянии изменить его виталическую натуру. Никакие человеческие влияния, которые могут быть только умственными или мораль-ными, не сделают этого, вы увидите, что он все такой же, как был прежде. Это может быть сделано только от обращения его собственной души ко Всевышнему.
Хотеть, не дрогнувши, благоденствия другому и головой, и сердцем есть наилучшая помощь, которую можно оказать.

— Нужно ли разъяснять наш идеал тем, кто не пони-мает его?
То, чему мы хотим учить, не есть только умствен-ный идеал. Это новая идея жизни и новая реализация сознания. Для всех эта реализация сознания нова, и чтобы учить других, единственно правильный путь — жить самому согласно этому новому сознанию и быть преобразованным им. Этот идеал равно для души и для поведения. Для его достижения нужно непоколе-бимое терпение, что устоит против каждого испыта-ния, и отсутствие предпочтений и желаний.