Тишина внутреннего сознания

Тем, кто стремится к Совершенству.
Для того, чтобы подготовить себя к контакту со сверх-сознанием, человек должен установить связь со своим внутренним сознанием, достигнуть его тишины и жить во внутреннем существе.

Поначалу внутреннее сознание кажется чем-то смутным и иллюзорным, а внешнее ощущается как несомненная реальность. Затем всё кардинально меняется, и уже внутреннее сознание становится этой реальностью, а внешнее многим представляется сном или иллюзией либо чем-то внешним, поверхностным и незначительным. Внутреннее сознание становится тем местом, где человек может пребывать в состоянии глубокого покоя, света, счастья, любви, единства с Божественным или ощущать неизменное присутствие Божественного.

Как войти во внутреннее сознание.

Вы должны хотеть этого так сильно и искренне, что все барьеры исчезают. Пока в вас есть какие-либо предпочтения, желания, привязанности и влечения — все это вуалирует Правду от вас. Следовательно, пер-вое, что нужно сделать, это — попытаться завладеть, управлять всеми этими искаженными движениями вашего сознания и освещать те, которые не могут быть изменены до тех пор, пока они не станут совершенным и постоянным выражением Истины. И даже хотеть — недостаточно, поскольку очень часто забывают хотеть. Нужно иметь стремление, горящее в суще-стве, как постоянный огонь, и каждый раз, когда вы имеете желания, предпочтения, привязанности, вы должны бросить это в огонь. Если вы делаете это на-стойчиво, вы увидите, что’ малое мерцание, проблеск подлинного сознания начинает зарождаться в вашем обычном сознании. Сначала оно будет на расстоянии, очень далеко за всеми буйствами желаний и предпочтений, привязанностей и склонностей. Но нужно обойти все это, чтобы достигнуть этого подлинного сознания, такого спокойного, тихого, почти безмолвного.
Сосредоточьтесь и войдите в ваше сердце. Собери-те все струны вашего сознания, которые раскинуты вне, сверните их, сделайте решительный шаг, нырните и погружайтесь в тишину вашего внутреннего суще-ства.

— Вы говорили мне, чтобы я вошла внутрь, в глуби-ну моего сердца и нашла Вас там, хорошо установлен-ной. Но, Мать, я не могу войти в мое сердце. Я чувст-вую в течение медитации, что мое сознание летает над непроницаемой крепостью. Что следует делать для того, чтобы преуспеть в том, что Вы мне сказали?
Это происходит потому, что вы пытаетесь войти внутрь с поверхностным сознанием, которое не имеет контакта с внутренним состоянием существа. Вы должны оставить это внешнее сознание и проникнуть в тонкое сознание, тогда крепость не будет более не-проницаемой.

— Чтобы получить это переживание прохождения внутрь, необходимо быть сосредоточенным все время?
Вначале да, поскольку у вас не способности сохра-нить то, чего вы уже достигли, поддерживая вашу со-средоточенность на ее максимуме. Вы соскальзываете вниз и теряете даже память о переживании, которое у вас было. Но если однажды вы прошли путь, уже легче пройти его второй раз, и, следовательно, вторая сосре-доточенность легче первой. Вы должны быть упорным в вашей сосредоточенности до тех пор, пока вы не достигнете такого времени, когда вы уже не теряете внутреннего контакта. С этого времени вы должны оставаться в этом внутреннем и высшем сознании, откуда вы можете делать все. Вы видите ваше тело, ваши дела, и вы знаете, что делать и как делать. Это первая цель сосредоточенности, но, естественно, не последняя. Чтобы добиться такой сосредоточенности, необходимо большое усилие, немедленный или даже быстрый результат редко возможен Но если дверь внутрь один раз будет открыта, вы можете быть уве-рены, что она откроется снова, если вам знакома на-стойчивость. Пока дверь не открыта, вы можете со-мневаться в ваших способностях, но после открытия сомнения уже невозможны, если вы продолжаете ваше стремление и желание. Это переживание имеет значи-тельную ценность.

— В медитации я опять имел тишину внутреннего и внешнего существа, но тело постепенно согнулось вниз, как если бы я был в легком сне. Я мог припом-нить, что Вы были там.
Вы ушли во внутреннее сознание из внешнего, это все.
Нужно оставаться во внутреннем сознании в работе и в быту
Внутренняя жизнь не есть жизнь расширения на-ружу внешнего виталического. Нужно позволить внут-реннему утвердить себя, дать ему первое место и со-гласовать все так, чтобы пребывать во внутренней жизни.
Учитесь жить внутри, действовать всегда изнутри, из постоянного соединения с Матерью.
Всегда оставайтесь внутри и делайте все дела, не вовлекая себя в них, тогда ничего неблагоприятного не случится, или если произойдет, то не последует ни-какой серьезной реакции.
Все следует делать спокойно изнутри — работать, разговаривать, читать, писать — не с разбросанным и неспокойным движением обычного сознания, а как часть истинного сознания.
Чтобы собраться и совершить преобразование внутри, нельзя выбрасывать себя наружу
Мать советовала вам не говорить слишком много, не вести вольные разговоры и сплетни. Нежелатель-ность социальных саморазбрасываний была точно упомянута и установлена. Когда вы даете волю этим вещам, вы выбрасываете себя наружу в очень малень-кое и несведущее сознание, в котором ваши виталиче-ские дефекты получают свободную игру, а это подоб-но выбрасыванию себя из того, что вы развили в ва-шем внутреннем сознании.

— Если вы думаете, что мои воскресные праздники и празднества могут вредить мне, я прекращу их.
Но разве вы сами не чувствуете, вредят они или нет? Эти вещи имеют малое значение для тех, которые все еще в обычном нашем незнании. Они важны толь-ко для тех, кто начал жить внутри и уже имел более важные, главные переживания. Последнее есть ваш случай, поскольку вы жили несколько дней в Ананде.

— Я решил отказаться от воскресных чайных компа-ний и общений. Я полагаю, это то, что вы подразуме-вали выражением “завершенная позиция садхака”?
Все это — внешние меры, которые имеют свою поль-зу, но что я имел в виду, есть нечто более внутреннее. Я имел в виду не быть заинтересованным во внешних вещах и событиях ради них самих, следуя за ними с желанием, а все время настойчиво стремиться к своей душе, живя главным образом во внутреннем существе и в его развитии, принимая внешние факты и дейст-вия только как средство для внутреннего развития.
В вещах тонкого рода, имеющих дело с работой сознания в садхане, нужно научиться чувствовать, на-блюдать и понимать внутренним сознанием, решать интуицией с пластическим видением, не дающим на-бора определений и правил, как следует действовать во внешней жизни.
Внутреннее существо, обращенное ко Всевышнему, естественно оттягивается от старых виталических от-ношений и внешних движений и контактов до тех пор, когда оно сможет принести новое сознание во внеш-нее существо.
Это прошлая привычка виталического, что застави-ла вас повторно выйти во внешнюю часть, вы должны упорствовать и установить противоположную при-вычку жить в вашем внутреннем существе, которое есть ваше истинное существо, и смотреть на все отту-да. Это оттуда вы получаете истинную мысль, истин-ное видение и понимание вещей, самого себя и своей натуры.
Только живя в своем внутреннем сознании и делая все оттуда, можно сохранить правильное душевное состояние. Иначе оно уходит внутрь и внешнее по-крывает его. Оно не потеряно, но спрятано, и человек должен снова идти внутрь, чтобы его обнаружить его.
Переходное состояние
Положение между двумя позициями, одна из кото-рых должна быть покинута, но не хочет выпускать своих владений, другая — почти рядом, чтобы ухватить ее, но никак не может быть введена в действие. Этот вид состояния всегда приходит в определенной стадии в переходный период между обычным сознанием и йогическим сознанием. Это, очевидно, очень затруд-нительно. Нужно хранить твердый ум насколько воз-можно. Есть два способа, как поступить с этим. Один — сидеть спокойно с тихой волей быстро пройти через это состояние к подлинному сознанию и предостав-лять Силе преобразовать трудности. Другой — личное усилие, но это усилие также должно быть спокойным усилием. Если это сражающееся или слишком ревно-стное усилие, оно может увеличить борьбу и беспо-койство в уме. Наилучший способ — хранить спокойст-вие, наблюдать, хотеть изменения в надежде на работу Силы, но также использовать спокойное усилие, когда это возможно. Если человек делает это, спустя какое-то время он обнаруживает в себе тихое действие, ста-новящееся привычным, которое всякий раз, когда внешняя сила приходит вытаскивать ум, отражает ее автоматически и поддерживает равновесие сознания.
Ты стоишь между старым и новым сознанием… Боль, возможно, вызвана чем-то психическим и обяза-на сопротивлению старой натуры, поскольку опусто-шения, приведение в покой старых движений всегда вызывает это. Но именно в эту пустоту должно прийти новое сознание. Для этого мы должны работать.
Это состояние, даже когда оно совершенно, есть только переходное состояние — оно предназначается принести определенную стадию освобождения и сво-боды. Но в этот мир должно прийти чувство Всевыш-него Присутствия, чувство Материнской Силы, рабо-тающей в вас, радость Ананды. Если вы можете сосре-доточиться в сердце так же хорошо, как в голове, то-гда эти вещи могут прийти более легко.
Вы достигли молчаливого внутреннего сознания, но оно может покрываться волнениями. Следующий шаг в том, чтобы тишина и молчание были установле-ны, как базис, в более и более наружном сознании. Тогда игра обычных сил будет только на поверхности и можно будет легче с ними совладать.
Усиливая мир от высших частей существа до низ-ших, вплоть до физического, становится возможным, во-первых, создать эту обособленность, которая пре-дотвратит внутреннее существо от воздействия по-верхностных волнений и противодействий, и, во-вторых, облегчить нисхождение для Силы и других сил высшего существа.
Это хорошо, что вы были в состоянии наблюдать себя все время и видеть все движение, и это вторже-ние нового сознания было часто и автоматично. В поздней стадии вы, без сомнения, приобретете руко-водство ума также и относительно того, как делать вещи, которые вы хотите выполнить. Сейчас, очевид-но, ваш ум был слишком активен.
Первый результат пробуждения внутреннего существа
Есть стадия в садхане, в которой внутреннее суще-ство начинает пробуждаться. Часто первый результат этого есть состояние, образованное следующими эле-ментами:
1. Вид следящего отношения, в котором внутреннее сознание смотрит на все, что происходит, как зритель или свидетель, наблюдая явления, но не имея актив-ного интереса или удовольствия в них;
2. Состояние нейтральной невозмутимости, в кото-ром нет ни радости, ни печали, только спокойствие;
3. Чувство бытия чем-то отдельным тот всего, что происходит, вы наблюдаете это, но не становитесь частью всего этого;
4. Отсутствие привязанности к предметам, людям или событиям.
Кажется, это состояние пыталось прийти к вам, но оно все еще несовершенно. Например, в этом состоя-нии не должно быть возмущений, нетерпения или гне-ва, когда люди говорят, а только индифферентность, внутренний мир и молчание. Также не должно быть просто нейтрального спокойствия и безразличия, но позитивное чувство тишины, отделенное™ и мира. И еще, не следует выходить из мира так, что вы не заме-чаете, что происходит или что вы делаете. Должно быть чувство бытия не телом, но чем-то другим, это хорошо, но должно быть совершенное сознание всего, что происходит в вас или вокруг.
Внутренний следящий

— Когда человек начинает осознавать различные части своего существа, какая часть осознает?
Обычно работа становления сознающим должна осуществляться при помощи души, но очень редко это делает душа. Значительно чаще это — более или менее освещенная часть ума, который приобрел способность удаляться чуть-чуть небольшой своей частью и смот-реть на остальное… Если что-то наблюдает, это всегда следящий элемент, в этой особой части. В каждой час-ти существа есть что-то, что следит, что внимательно. Если даже это физический следящий, он может очень многое сделать на пути. Есть даже виталический сви-детель, который смотрит на ваши желания и сильно забавляется тем, что происходит, и он также является самообладанием и сдержанностью. Есть умственное свидетельство, которое есть внутренняя божествен-ность… Если есть желание внутреннего самоусовер-шенствования в существе, взаимоотношения между следящими очень быстро устанавливаются. Каждая часть связывает себя с другой, и, финально, человек достигает верховного внутреннего свидетельства… Но в начале чаще всего именно часть ума, которая более или менее освещена и находится в скрытом контакте с внутренним существом, именно она наблюдает и су-дит.
Знаки открытия внутреннего сознания
Звуки, видение света и цветов — это знаки открытия внутреннего сознания, которое приносит с собой рас-крытие к видениям и звукам иных планов, чем физи-ческий. Некоторые из этих фактов, такие как звуки звонка или сверчка, вероятно, даже помогают раскры-тию. Упанишады говорят о них.
Светы представляют силы. Иногда оформленный свет, подобный тому, какой вы видели, может быть светом существа сверх-физического плана.
Низшие части существа, виталическое и физиче-ское, получают влияние — умственный свет, от ду-мающего ума и высшего виталического, которые очи-щают их от старых привычных низших виталических реакций. Вы восприняли эти действия, как желтый свет. Очень часто в садхане человек чувствует внут-реннее существо говорящим с наружным, чувствует, как ум или высшее виталическое говорят низшему существу, чтобы просветить его.
Открытие внутреннего зрения
Когда пытаются медитировать, первое препятствие в начале — это засыпание. Когда вы перейдете через это препятствие, тогда приходит состояние, в котором с закрытыми глазами вы начинаете видеть предметы, людей, всевозможные сцены. Это неплохо. Это хоро-ший знак и означает, что выделаете прогресс в Йоге. Это внутреннее зрение открывается в вас.
В нас, наряду с физическим зрением, которое видит внешние объекты, есть внутреннее зрение, которое может видеть вещи даже невидимые и неизвестные, предметы на расстоянии, вещи, принадлежащие дру-гим местам, временам или другим мирам. Внутреннее зрение может видеть объекты, но оно может видеть вместо них и вибрации сил, которые действуют через объекты. Внутреннее зрение так же ярко, как сущест-вующее зрение, всегда точно и содержит правду в се-бе. Внутреннее видение означает видение путем внут-реннего зрения. Это тонкое видение, отличное от внешнего видения, наружного зрения, осуществляемо-го с помощью поверхностного ума через глаза.
Это работа Материнской Силы открывает в вас это зрение, и вам не следует пытаться отвергнуть и оста-новить ее. Помните Мать, всегда взывайте к ней и стремитесь чувствовать Ее присутствие и силу, рабо-тающую в вас, но вам не следует отвергать то или другое развитие, которое может войти в вас посредст-вом Ее работы в будущем. Это только желания, эго-изм, беспокойство и другие ложные движения должны быть отвергаемы.
Переживание молчания внутреннего существа

— Когда я думал о молитве к Вам, чтобы просить некую радость и интерес в этом мире, я получил пере-живание. Я почувствовал, что мои ум разделился на две части. Внутреннее существо было молчащим, не обеспокоенным ничем, в то время как поверхностный ум думал беспорядочно. Как только внешние мысли возникали, он пытался увидеть, было ли это состояние принудительным состоянием ума. Но нет, молчащий действительно был там и оставался нетронутым, это продолжалось, пока длилась медитация. Как это пере-живание внезапно вошло?
Такие вещи не “входят”. Что вы почувствовали, было там, в вас, все время, он вы не чувствовали это-го, потому что всецело жили на поверхности.
Обычно во внутреннем умственном это отделение происходит первым, и это именно внутреннее умст-венное существо остается молчащим, наблюдающим Пракрити как отдельную от себя. Но это может также быть внутреннее виталическое существо, или внут-реннее физическое, или даже без расположения просто весь Пуруша — сознание отделяется ото всей Пракри-ти. Иногда он ощущается над головой, но тогда обыч-но говорят об Атмане, и такое молчание есть осозна-ние молчащего САМО.

— Кажется, у меня было то же самое переживание снова. В медитации я чувствую, что что-то спускает-ся, и тело становится молчащим. Казалось, что оно было чем-то отдельным от меня. Наряду с этим внут-реннее молчание началось. Я пытался испытать и про-верить его, думая о внешних вещах, что, однако, не смогло потревожить его молчание.
Лучше оставаться молчащим. Если так испытывать переживание, что может привести к внутренней ак-тивности, которая сломает его. То, что этого не про-изошло в вашем случае показывает, что крепость мол-чания, которое снизошло, была очень сильной и пове-лительной.

— Вы сказали перед этим, что это состояние было состоянием внутреннего существа и его молчания, отделением Пуруши от Пракрити…
Да, но, кажется, это есть также начало освобожде-ния от идентификации с телесным сознанием… Это состояние внутреннего существа вы имеете, это легко приходит во внутреннее существо с душевным созна-нием… И его молчание, отделенное от поверхностного сознания и его маленькой, беспокойной работы есть первое освобождение, освобождение Пуруши от Прак-рити, и это — фундаментальное переживание. Когда вы можете хранить его, вы можете знать, что йогиче-ское сознание обосновалось в вас. Все это время оно усиливалось в интенсивности, но оно также должно усиливаться и в продолжительности. После этого ос-вобождения приходят другие, среди них — освобожде-ние и Ананда в действии так же, как и в состоянии статического внутреннего молчания. Но я не подчер-киваю внутреннее молчание, но ставлю ударение на отделении сознания внутреннего существа.
Полное отделение внутреннего существа
Когда внутреннее существо однажды совершенно устанавливает свою отделенность, даже океан инер-ции не может препятствовать ему сохранить это. Пер-вая вещь, которую должно сделать для того, чтобы иметь прочное основание в Йоге — полностью устано-вить эту отделенность. Она приходит более обычно, когда мир полностью фиксирован во внутренних час-тях, тогда определенность также становится фиксиро-ванной и постоянной.
Тамас и другие движения низшей всеобщей натуры готовы к попытке войти внутрь, но если человек при-бывает в тишине внутреннего существа, которая дает почувствовать их, как нечто внешнее по отношению к существу, свет души немедленно вступает в действие и отвергает их.